«ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ АНТАЛИЯ»

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online» от источника в авиатранспортной отрасли, вчера ОАО «Ак Барс Аэро» (АБА) получило одобрение Росавиации по выполнению субсидируемых перевозок из Казани в Симферополь. Эту информацию нашему изданию подтвердил коммерческий директор авиакомпании Феликс Козлов.

Напомним, 15 мая Росавиация сообщила о старте заключения договоров с авиакомпаниями на выполнение субсидируемых перевозок в Симферополь и в обратном направлении. Полеты будут выполняться с 1 июня по 31 октября из 17 городов, в том числе из Казани. Стоимость билета, в зависимости от расстояния, — от 2 тыс. (Самара) до 6,8 тыс. (Иркутск) рублей (стоимость на казанском направлении — 2,2 тыс.). Заявки на рейсы поступили от авиакомпаний «Ак Барс Аэро», «Алроса», Nordavia, Red Wings, «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Якутия» и «Ямал». В случае Казани при стоимости билета в 2,2 тыс. рублей субсидии составят аналогичную сумму, то есть полная стоимость билета для АБА — 4,4 тысячи.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев, по данным источника сайта, для субсидирования выбраны города, жители которых на крымском направлении наиболее активно пользовались железнодорожным транспортом (сегодня железнодорожное сообщение с Крымом проблематично). Как вычислялась цена билета? По словам источника в ассоциации туроператоров России, чиновники Ростуризма проанализировали стоимость предложений из упомянутых 17 городов в Болгарию и Турцию и поставили задачу сделать полеты в Крым примерно на 7 тыс. дешевле, чтобы средний турпакет на две недели для туриста стоил 24 - 30 тыс. рублей.

Между тем авиакомпании, отмечая важность низкой стоимости билета для раскатки маршрута, давно указывают на то, что размер субсидии неоправданно низок: даже при высокой заполняемости бортов перевозчики будут нести значительные убытки, поэтому необходимо как минимум удвоение тарифа. Но, как рассказал источник «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли, авиакомпаниям прозрачно намекнули на желательность участия в программе. Впрочем, источник отметил, что и Ростуризм понять можно: «У агентства сложная задача — ему нужно по максимуму продать Симферополь, при этом по цене Крым должен быть привлекательнее, чем Анталия». Руководитель пресс-службы федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказала, что идея о необходимости субсидирования принадлежит ее ведомству, но реализация — это минтранс.

Как бы то ни было, аргументы авиаторов все-таки подействовали — льготными будут не все билеты, а лишь часть кресел. Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил Козлов: АБА будет летать из Казани в Симферополь на 50-местных Bombardier CRJ200, но льготными будут только 10 билетов. Почему именно столько? По словам коммерческого директора, для безубыточных полетов на линии Казань — Симферополь при полной загрузке борта билет должен стоить минимум 8 тыс. рублей. «И это еще при условии, что аэропорт Симферополя уберет, как предполагается, НДС из своих цен на обслуживание самолетов, — уточнил Козлов, — а также с условием выхода еще одного постановления правительства, по которому НДС убирается из стоимости билетов до Симферополя».

Что делать авиакомпании, чтобы не остаться в минусе? «Выпадающие» из каждого льготного билета 3,6 тыс. рублей (то есть 36 тыс. в один конец) перевозчик вынужден «размазывать» между оставшимися 40 пассажирами. Получается, что обычный коммерческий билет будет стоить примерно 8,9 тысячи.

РИСКОВАТЬ СО СКУПКОЙ БИЛЕТОВ НИКТО НЕ СТАНЕТ

В разнице между 2,2 тыс. и 8,9 тыс. в АБА видят два проблемных момента.

Первый: несправедливо, что одним достанутся дешевые билеты, а другим — дорогие. Поэтому АБА рассматривает возможность снизить стоимость билетов из Казани за счет других своих программ. В частности, доходными ожидаются крымских рейсы Бегишево — Симферополь, Бугульма — Симферополь (подтверждение на них Росавиация тоже дала вчера). «Эти рейсы осуществляются по другому постановлению правительства — №1242 (Казань — Симферопольпо постановлению №388авт.), — пояснил Козлов. — Им субсидируется не пассажир, а целый рейс. Соответственно, там мы имеем больший доход и за счет него имеем возможность снизить цену билета в Казани. Но этот вариант пока обсуждается».

Изначально в АБА надеялись, что по постановлению №1242 будут выполняться и полеты из Казани, но включение столицы РТ в список 17 «льготных» городов перечеркнуло эти планы. По данным «БИЗНЕС Online», именно поэтому отказалась от полетов из Казани в Симферополь авиакомпания «Грозный авиа». Пантелеев согласен с тем, что авиаперевозчиков, по сути, обязали сделать льготные билеты, но на данный момент это оправданное решение: «Создать такие условия субсидирования, чтобы перевозки были абсолютно привлекательными для перевозчиков, никакого бюджета не хватит. А решить вопрос обеспечения транспортной доступности Крыма нужно. Поэтому приняли такое довольно-таки неоднозначное решение: субсидировать билеты в каком-то объеме и предложить авиакомпаниям дозарабатывать, выставляя коммерческие тарифы».

Второй проблемный момент: как исключить скупку дешевых билетов некими посредническими компаниями, как это нередко бывает? АБА предложила Росавиации продавать льготные билеты инвалидам, сиротам, многодетным и малоимущим семьям и так далее. Но идея не прошла — по договору билеты должны быть общедоступными. Поэтому ограничить продажу решено по принципу «один паспорт — один билет». Билеты, скорее всего, будут продаваться только в кассе АБА в аэропорту, реализации в интернете, скорее всего, не будет. Но, как полагает генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров, вряд ли стоит опасаться каких-либо манипуляций: «Теоретически есть такие связки с агентами, которые могут забрать льготные билеты. Но проект стратегический, и объяснить такое будет сложно, поэтому рисковать никто не станет. Мне кажется, все должно быть нормально. Но нам как агентам пока ничего не говорили, только домыслы и предположения».

Что имеем в итоге? Продажа билетов по 2,2 тыс. откроется до конца этой недели. Не исключено, что первый рейс состоится не 14 июня, как предполагалось ранее, а уже 1-го, крайний — на 31 октября. Рейсы из Казани будут выполняться два раза в неделю. «Нельготные» билеты будут стоить 7 - 10 тыс. рублей. Из Бегишево и Бугульмы рейсы откроются 12 июня (по одному рейсу в неделю), стоимость билетов — от 5 до 10 тысяч.

В АБА прогнозируют высокий спрос на крымское направление. На первый казанский рейс, который в расписании запланирован на 14 июня, уже выкуплены все 40 коммерческих билетов. В среднем на всю глубину продаж уже выкуплено по 15 билетов на рейс. На первый рейс из Бегишево продано 28 билетов. В Бугульме продажи еще не открывали.

КРЫМ — ЭТО ПОКА ПУСТОЙ АВИАРЫНОК

Кроме того, Росавиация утвердила еще одну идею АБА — организовать своего рода воздушный мост между Анапой и Симферополем: 7 рейсов в неделю.

«Железнодорожное сообщение с Украиной фактически прекращено, — пояснил суть предложения Козлов, — и РЖД, скорее всего, не пойдет на то, чтобы отправлять туда поезда: они пойдут до Анапы, потом — автобус, переправа через Керченский пролив, опять автобус. Но наверняка на переправе будут огромные пробки. Понятно, что когда-нибудь построят мост, он снимет все проблемы, но когда это будет? А мы запустим 7 раз в неделю рейс Анапа — Симферополь. Приехал поезд, 50 пассажиров пересели в самолет: 268 километров, 35 минут лета и 1 - 1,5 тысячи рублей за билет (тоже субсидированная стоимость), и вот вы на курорте. Нет, самолет держать там постоянно не придется. Схема получается такой. Прилетаем в Симферополь (кстати, АБА будет летать в Симферополь и из Петрозаводска — два раза в неделюавт.), выгружаем пассажиров, перелетаем в Анапу, оттуда — в Симферополь и обратно в Казань. Пока мы единственные заявились с таким предложением».

Идея актуальна. По словам Щегольковой, в сложной крымской ситуации надежда — на авиацию: «Для туристов в Крыму есть только один действующий аэропорт — Симферополь. Железнодорожного сообщения почти нет. Вернее, оно есть, но семьей уже не поедешь: мужчин от 15 до 60 лет украинская сторона не пропускает. Детей раньше отправляли в лагеря, а теперь, понятно, боятся. Есть железнодорожное сообщение через Краснодарский край, потом — автобусом, паромом, вновь автобусом. Но, например, от Керчи до Севастополя добраться автобусом будет тяжело — все-таки далековато и потеря дня-двух отдыха. Поэтому на авиацию большая надежда».

Конечно, эти 7 рейсов — капля в море. Но, как дал понять коммерческий директор АБА, эта капля может заиграть. «Когда в июне начнется настоящий летний сезон, с огромными потоками, наверняка будут изыскивать все возможности, — считает Козлов. — Мы намерены один самолет полностью базировать в Симферополе, и он мог бы делать по несколько рейсов в день». Но, по мнению Пантелеева, для такой цели CRJ200 не очень подходит: «Нужна машина с более подходящей для такого маршрута экономикой, с меньшим расходом топлива. На такой короткой дистанции надо ставить более вместительный турбовинтовой самолет — ATR-72 или Bombardier Q400: на коротком плече разница во времени полета будет минимальной».

Примерно такого же мнения придерживается и председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким: «Думаю, «Ак Барс Аэро» рассчитывает на дотации — тогда это должно быть выгодно. А без дотации, наверное, не очень. Но я бы туда поставил турбовинтовой самолет типа ATR-72 или Q400 — хорошая экономика получается, и по времени полета нормально... Есть и другие сомнения. Если я добрался до Анапы, то почему бы там и не остаться?» Хаким не исключил, что АБА хочет в какой-то степени «застолбить» за собой часть крымского транспортного пирога, но у нее будут конкуренты: «Но не она одни хочет попасть на этот рынок. Там и «ВИМ-Авиа» хочет забазироваться, и «Грозный Авиа», и другие желающие есть. Все понимают, что рынок в Крыму будет (до строительства моста — железно), и все хотят на нем поработать». Но при этом руководитель «Тулпара» уверен, что географию полетов надо расширять: из Симферополя и на ближайшие 1700 км — куда хватит дальности хотя бы ближнемагистральных самолетов. Лучше всего — турбовинтовых: «Турбопроп получается очень экономичным в этих пределах — дотации же вечными не будут».

ТОЛЬКО ЛИШЬ СНИЖЕНИЕМ ЦЕН КРЫМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ НЕ СДЕЛАЕШЬ

Впрочем, эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают в этой истории и более фундаментальный момент, не связанный напрямую с авиатранспортной отраслью.

«Можно предположить, что поток пассажиров в этом году будет достаточным, но, с моей точки зрения, вопрос на самом деле не в том, сколько мы соберем пассажиров прямо сегодня, а в том, полетит ли кто-нибудь туда через год, — считает Пантелеев. — На один сезон набрать желающих покататься посмотреть, «как оно там», можно. Но вопрос в том, чтобы этот интерес сохранялся и через год, и через этот два. Но к авиакомпаниям это отношения не имеет».

«Немножко по-другому, наверное, надо действовать, — полагает руководитель туристической фирмы «Бюро туристических услуг «Салават» Камиль Тарзиманов: «Дело даже не в цене соцперелета — давление на этот бизнес ничего не дает обычно. Да и заманить ценами на отдых... Крымчанам по таким ценам работать какой смысл? Надо действовать целенаправленно. Агитировать надо. Не в плане политики, а в плане того, что Крым — очень хорошее место. Да, в Болгарии и Турции более развитая инфраструктура. Но, во-первых, есть категория туристов, которых это не очень волнует, и на первый момент мы можем обойтись тем, что есть. Во-вторых, и это самое главное, Крым — уникальное место. Уникальный климат — и для отдыха, и для лечебного оздоровления, и, например, для тех, кто аллергиями страдает. Такие люди не в любую точку поедут, а в Крым им можно. Особенно важно для детей — для них это идеальное место по климату. Никакой Кавказ, Сочи, Турция, Португалия не сравнятся. Разве что Болгария еще более-менее близка. Если на это упирать, больше пользы было бы. Одной политикой и снижением цен на билеты мало что получится сделать».