Магомед Закаржаев и Владимир Некрашевич долго работали вместе. На вручении авиакомпании
Магомед Закаржаев и Владимир Некрашевич долго работали вместе. На вручении авиакомпании «Татарстан» премии «Крылья России»

«ВПОЛНЕ МОГУ ДОВЕРИТЬ ЕМУ СВОЕ ДЕЛО...»

«С понедельника Владимир Некрашевич — генеральный директор Казанского авипредприятия, — сообщил «БИЗНЕС Online» теперь уже бывший руководитель ОАО «КАП» Магомед Закаржаев. — Он хороший управляющий, в свое время по моей рекомендации из вторых пилотов был назначен директором Казанского авиапредприятия (преобразованного в 1999 году в авиакомпанию «Татарстан» — АКТавт.) прошел отличную школу в авиакомпании «Татарстан», вместе с Азатом Хакимом создавал «Тулпар Техник» (входит в группу компаний «Тулпар»авт.). Человек моей команды, и я вполне могу ему доверить свое дело. Надо сказать, он приходит не один, а с бывшим финдиректом «Татарстана» Еленой Николаевой. Он будет заниматься текущей деятельностью, а я остаюсь советником, займусь, может быть, более глобальными вопросами». Касательно причин кадровых решений Закаржаев отметил, что необходимо хотя бы раз в пять лет менять что-то в жизни, искать новые приоритеты, новые краски, обновляться.

Закаржаев — знаковая для авиатранспортной отрасли РТ фигура. Прошел в Казани путь от второго пилота «кукурузника» Ан-2 до генерального директора КАП, АКТ и одного из первых в стране авиабизнесменов. Среди достижений — вывод АКТ из кризиса, увеличение ее производственных показателй в 7 - 10 раз, в результате чего в рейтинге российских авиакомпаний она поднялась с 26-го места на 11-е. Известен, в частности, последовательной «антиболгарской» позицией. Памятен многим транспортникам полемикой с президентом РТ Рустамом Миннихановым на коллеги минтранса 2007 года. Глава РТ, упрекая Закаржаева в чрезмерном спокойствии в то время, когда у АКТ наметились проблемы с полетами в Европу, отметил: «С вашим спокойствием нужно не в авиации работать, а в космос летать». Получив ответ в том духе, что в авиации вообще должны работать хладнокровные люди, Минниханов резюмировал: «Магомед, извини, нужно разобраться... Специалисты должны определить, кто должен работать в авиакомпании: такой хладнокровный, как вы, или такой немножко погорячее, как я».

Сейчас об этом немного позабыли, но Закаржаев был едва ли не первым, кто предложил (в 2006 году) идею организации полетов по Поволжью на небольших самолетах. Это то, чем сейчас занимаются в «Ак Барс Аэро». Предлагал организовать авиасообщение с удаленными районами РТ — Актанышем, Бугульмой, Муслюмово, Мензелинском. Но в августе 2011 года, поняв, что интереса к таким перевозкам нет, решил продать свои самолеты L-410 и полностью переключиться на вертолетное направление. Выступал с идеей консолидации вертолетного парка КАП, АБА и «Тулпар Эйр», чтобы «устранить нелепую конкуренцию друг с другом в рамках небольшого региона» и «выступать единым фронтом на ряде российских конкурсов на вертолетные перевозки», но не нашел поддержки у местных коллег. Зато КАП стало единственным в России авторизованным техническим центром Rolls-Royce (по ремонту и обслуживанию вертолетных двигателей) и Bell (по обслуживанию вертолетов). Развернул модернизацию аэродрома Куркачи, которому удалось придать статус аэродрома совместного базирования, а не военного (как ранее).

«РЫНОК ДЕЛОВОЙ АВИАЦИИ ТАТАРСТАНА — КРУПНЕЙШИЙ ПОСЛЕ МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Закаржаев отметил, что «имеются интересные предложения от компании «Хелипорт» по Москве. Первый этап — создание линейной станции технического обслуживания вертолетов «Белл», с возможностью всех форм техобслуживания. И вообще, там неплохие перспективы — у «Хелипорта» большие планы по России... Кроме того, у Казанского авиапредприятия есть интересные планы в Ростовской области. Под нашим свидетельством эксплуатанта там уже летает один «Белл-429», сейчас будем подписывать договор по второму вертолету, а в перспективе создавать там линейную станцию по обслуживанию вертолетов».

Магомед Закаржаев: «Необходимо хотя бы раз в пять лет менять что-то в жизни, искать новые приоритеты, новые краски, обновляться»

Некрашевич рассказал «БИЗНЕС Online», что работает с Закаржаевым давно: «Когда я приехал в Казань после летного училища, он был заместителем командира 168-го летного отряда. Это с его рекомендации в 1998 году я был назначен директором Казанского авиапредприятия (имеется в виду не нынешнее КАП, а предприятие-предшественник АКТ авт.). А в 1999-м, когда было принято решение о создании авиакомпании «Татарстан», Магомед Бахулаевич возглавил ее, а я был у него первым заместителем. Проработали мы вместе 9 лет, до 2008 года. Далее до октября 2013 года я был генеральным директором «Тулпар Техник».

Некрашевич на вопрос о том, что ему прежде всего предстоит сделать на новой должности, ответил: «Как обычно, определение приоритетных направлений деятельности — это компетенция акционеров (акции КАП на 100% принадлежат Закаржаеву авт.), но среди функций генерального директора в том числе и развитие. Не могу сказать, что у меня есть сегодня в этом плане что-то готовое, надо вникнуть в состояние дел авиакомпании, и в любом случае пути развития будем определять вместе с акционером».

Экс-руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Шавкат Умаров полагает, что работа у КАП по-прежнему будет — потребность в малой авиации в Татарстане никуда не делась, но в условиях изрядной конкуренции «выживет тот, кто шустрее». Руководитель медиапроекта BizavNews Дмитрий Петроченко в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что КАП у него ассоциируется прежде всего с эксплуатацией вертолетов Bell, но рынок деловой авиации Татарстана — крупнейший в стране после Москвы и Санкт-Петербурга, и потенциал республиканского рынка огромен — множество сегментов еще до конца не освоено.