СПОРНОЕ НЕБО

О визите крымских авиадиспетчеров в Татарстан газете «БИЗНЕС Online» сообщил источник в авиатранспортной отрасли РТ. Каковы цели визита? «С технической точки зрения зону в Крыму перекрыли (по сути, коллег оттуда поставили перед фактом: теперь вы — Россия) и установили там в апреле-мае идентичное казанскому оборудование, — рассказал источник. — У нас же новейшая техника — такая в России есть только в Казани и в Крыму. Наши специалисты консультировали крымчан. В конце концов, это оборудование и сертифицировалось у нас. И солидный опыт работы на нем у нас есть. Словом, крымчане приезжали для обмена опытом, для более детального знакомства с работой системы. Они ведь работали на украинском оборудовании, а теперь и свидетельства наши получили, и работать будут по нашим авиационным правилам».

Отметим, что вопрос с аэронавигационным обеспечением Крыма сегодня — один самых острых в «гражданских» отношениях России и Украины. В марте после всем известных событий Киев объявил аэропорты Крыма закрытыми. На Украине полагают, что Россия нарушает международное право, предоставляя аэронавигационное обслуживание для полетов на территорию Крыма российским авиакомпаниям.

Киев обратился в международную организацию гражданской авиации (International Civil Aviation Organization — ICAO) с требованием прекратить «двоевластие» — незаконное, с его точки зрения, вмешательство Москвы в аэронавигационное обслуживание Крыма и прилегающих вод. ICAO пока придерживается нейтралитета в споре и предлагает России и Украине совместно обсудить вопросы обеспечения безопасности полетов в Крыму.

В конце прошлой недели, как сообщило РИА «Новости», в СМИ появилась информация о том, что небо над Крымом признано российским. Но тогда же последовало опровержение со стороны госавиаслужбы Украины со ссылкой на ICAO.

«И РОССИЙСКИЕ ДИСПЕТЧЕРЫ НАС ВЕЛИ, И УКРАИНЦЫ ПЫТАЛИСЬ СВОИ УКАЗАНИЯ ДАВАТЬ»

Источник «БИЗНЕС Online» выделил в ситуации несколько моментов.

Первый. Влияет ли «недопонимание» между Россией и Украиной на безопасность полетов. «Не думаю, что напрямую, — считает он. — Только лишь в какой-то мере. Например, некоторые авиакомпании вынуждены обходить эту зону. Есть и юридические аспекты. Некоторые смежные центры — Болгарии, Турции — не имеют полномочий взаимодействовать с нашим крымским центром. Ведь все документы, соглашения подписаны с украинской стороной. Вот такой момент несогласованности сказывается».

Трудно ли пилоту работать в таких условиях? Как рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вице-президент партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков, в Крыму «в целом все действует»: «Воздушное пространство окутано невидимыми воздушными трассами, и следовать им — обычная работа гражданского пилота. Над Европой есть закрытые для полетов участки пространства. Так и здесь. А в целом все действует... Препон и заборов в воздухе не выстроишь».

Некоторое уточнение внес генеральный директор ООО «Авиасервис» Валерий Портнов. «Неразбериха над Крымом выражается в том плане, что смежные пункты управления полетом действуют несогласованно, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — То есть обычно как? Российский и зарубежный пункты друг другу передают борты при пересечении границы. А в данном случае участок Россия — Крым ничем не прикрывается. Украина говорит, что она должна руководить, Россия — что она. Нет координации. То есть не исключены накладки по эшелонам, опасным сближениям и так далее. Надо быстрее решать вопрос. Мы свои борты инструктируем таким образом, что пока эту зону желательно обходить. В первые полеты в Крым доходило до того, что и российские диспетчеры нас вели, и украинцы пытались свои указания давать».

Российские аэронавигационные власти сразу дали ряд рекомендаций, как действовать при полетах в Крым, рассказал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ОАО «Ак Барс Аэро» Феликс Козлов: «В Росавиации с нами провели разъяснительную работу, как лучше выполнять полеты в Крым, какие могут быть сложности. Росавиация сработала быстро и грамотно, и теперь крымская воздушная зона полностью контролируется российскими диспетчерами».

НА ОБОРУДОВАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА...

А до этого обстановка была, прямо скажем, напряженной. «Российские аэронавигационные власти нам сообщили, что аэронавигационные органы обслуживания Украины в одностороннем порядке, в ограничение европейского аэронавигационного плана произвели изменение района полетной информации Симферополя между центрами управления воздушным движением Одесса и Днепропетровск, — процитировал один из документов Козлов. — Указанные действия не учитывают отсутствия полного наблюдения связи Симферополем из центров Одесса и Днепропетровск, что нарушает принципы авиационного планирования и приводит к серьезным рискам для безопасности». Но сейчас Россия в полном объеме осуществляет круглосуточное обслуживание воздушного движения в районе Симферополя и рекомендует всем пользователям воздушного пространства выполнять полеты через Симферополь».

Еще один небезынтересный момент. Все сборы от пролетающих через Крым судов стала получать российская, а не украинская сторона. «Я бы не стал забывать о денежном вопросе, — отметил источник «БИЗНЕС Online». — Нынешнее положение дел влияет на ставки, сборы, которые получает аэронавигация Крыма». Кстати, отметим, что Украина намерена требовать от России возмещения убытков в связи с полетами российских авиакомпаний в Крым. ICAO поставлена в известность о 3360 фактах нарушения авиационного пространства Крыма. России, по заверению украинской стороны, уже предъявлены штрафы из расчета примерно $1 млн. в день...

Почему крымские навигаторы перенимать опыт приехали в Казань? Дело в том, что в столице Татартстана впервые внедрили новую аппаратуру по управлению воздушным движением — она называется «Галактика». Как объясняли специалисты центра, во-первых, эта техника в полной мере соответствует новым правилам работы авиадиспетчеров. Во-вторых, по решению правительства РФ российская система аэронавигации должна работать на оборудовании отечественного производства. В-третьих, прежняя казанская аппаратура выработала ресурс. Таким образом, Казань стала первым российским городом, где было установлено оборудование питерской фирмы «Азимут».

По словам источника «БИЗНЕС Online», крымские коллеги среди прочего говорили и о том, что над Крымом станет работать сложнее — например, потому, что на полуострове будет вестись новое специфическое инфраструктурное строительство, чего не предполагалось делать при украинских властях. «Сложности с украинскими диспетчерами у коллег-симферопольцев время от времени возникают, — отметил источник, — но не хотелось бы вдаваться в подробности. Тем более что прогресс есть».