«ОПЛАТУ ПРОИЗВЕСТИ В ТЕЧЕНИЕ 15 ДНЕЙ»

По данным «БИЗНЕС Online», ОАО «Ак Барс Аэро» получило от Госавиаслужбы Украины письмо следующего содержания:

«В результате проверки информации, которая поступила в Госавиаслужбу Украины от Украэроцентра, были выявлены правонарушения в области гражданской авиации со стороны авиакомпании ОАО «Ак Барс Аэро».

По данным правонарушениям уполномоченными лицами Госавиаслужбы в соответствии с Воздушным кодексом Украины, Положением об использовании воздушного пространства Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины 29.03.2002 № 401, Порядком наложения и взыскания штрафов за нарушение требований законодательства на воздушном транспорте, утвержденным приказом Министерства инфраструктуры Украины 26.12.2011 №637, было принято решение о наложении штрафных санкций на ОАО «Ак Барс Аэро» в размере 136 000 грн. (то есть примерно 394 тыс. рублей — прим. авт.) за каждое выявленное правонарушение.

В соответствии со ст. 129 Воздушного кодекса Украины оплату штрафных санкций за данные правонарушения по вынесенным Госавиаслужбой постановлениям необходимо произвести в течение 15 дней с дня получения копий постановлений...»

Мы попросили украинские авиационные власти разъяснить, о каких нарушениях идет речь, принципы начисления штрафов и так далее, но на момент подготовки материала к печати ответа не поступило (мы готовы опубликовать его по получении). Но очевидно, что речь идет о полетах в Крым (сегодня туда летают только российские авиакомпании). По мнению руководства этой страны, авиакомпании РФ, летая в Симферополь, нарушают порядок использования воздушного пространства Украины. Еще в июле стало известно, что Украина насчитала Российской Федерации штрафы за нарушение украинского авиапространства. По словам министра юстиции Украины Павла Петренко, будет инициировано рассмотрение жалоб в международных организациях. Если Россия откажется платить, Украина намерена подать иск об ее исключении из Международной конвенции гражданской авиации.

Киев, как известно, считает Крым своей территорией (напомним, в марте Украина объявила все аэропорты полуострова закрытыми), а потому намерен обратиться с жалобой в международную организацию гражданской авиации (International Civil Aviation Organization — ICAO, в нее входит 191 страна), сообщил министр юстиции Украины Петренко. Он уточнил, что ICAO проинформирована о фактах нарушения авиационного пространства Крыма. Дело в том, что, по словам Петренко, российские компании не имеют права летать над территорией страны-участницы ICAO без ее ведома. Отметим, что российские авиакомпании еженедельно совершают в Крым до 330 рейсов. За каждое такое «нарушение» Киев начисляет штраф. ICAO пока соблюдает нейтралитет и рекомендует российской и украинской сторонам выработать решение на переговорах, соглашаясь выступать на правах посредника. При этом ICAO не признает никаких изменений в статусе Крыма.

«ДАЖЕ СТРАШНО ПОСЧИТАТЬ...»

В АБА «БИЗНЕС Online» заявили, что штрафов Украины не признают. «Мы не будем реагировать на письмо Госавиаслужбы Украины, — рассказал коммерческий директор АБА Феликс Козлов. — Мы эти штрафы не признаем. Впрочем, реакция такая же, как и у всех российских авиакомпаний, — мы не единственные, кто извещения об этих штрафах получил. Никакой перспективы все эти бумаги не имеют. И у нас есть указания от «Росавиации» не реагировать. Если бы это по линии Евроконтроля шло, здесь была бы еще какая-то опасность, а так Украина сама придумала, решила».

О какой сумме относительно АБА может идти речь? «Даже страшно посчитать, сколько полетов в Крым мы сделали — от 14 до 26 в неделю». Насколько уверенно обеспечивается аэронавигация в Крым? «Аэронавигационное обеспечение проходит нормально, — заверил Козлов. — Единственное, чуть дальше отошли от границы Украины — есть распоряжение Росавиаци на этот счет, и теперь если в районе ростовской зоны пролетаем, уходим на 80 километров вглубь России, а раньше почти по границе шли».

Ак Барс Аэро совершает в Крым от 14 до 26 полетов в неделю
«Ак Барс Аэро» совершает в Крым от 14 до 26 полетов в неделю (фото: sipaero.ru)

Напомним, субсидируемые перевозки в Симферополь и в обратном направлении стартовали 1 июня и будут выполняться по 31 октября из 17 городов. Сегодня в Крым летают «Аэрофлот», «Трансаэро», «Якутия», S7, «Ак Барс Аэро», «Уральские Авиалинии», «Россия», «ВИМ Авиа», «Грозный Авиа», Red Wings и другие авиакомпании. «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у некоторых из них, получали ли они письма, аналогичные присланному АБА. Но, например, в «Аэрофлоте» на запрос не отреагировали, а в «Трансаэро» сообщили, что никаких уведомлений о штрафах от Украины не получали.

Комментарий «Росавиации» был весьма эмоциональным: «Заявление Госавиаслужбы Украины о штрафных санкциях в отношении российских авиакомпаний, выполняющих полеты в российский аэропорт Симферополь, о якобы введенных запретах Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и прочем, представляют собой яркий образец недостоверной информации, — рассказал «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь агентства Сергей Извольский. — Прежде всего, ИКАО никогда не запрещала российским и иностранным авиационным перевозчикам летать в аэропорт Симферополь по одной простой причине: запреты не являются прерогативой и функцией ИКАО. В соответствии со статьей 1 Конвенции о международной гражданской авиации, каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией. То, что Украина не считается с волеизъявлением народа Крыма о вхождении Крыма в состав Российской Федерации, — это дело украинской стороны. Запретить российским авиакомпаниям выполнять внутренние рейсы между городами России и штрафовать за полеты в российском воздушном пространстве Госавиаслужба Украины не может. Дезинформация и то, что, по сообщению украинской стороны, представители авиационнных властей России отказываются от консультаций с авиационными властями Украины. Наоборот, российские авиавласти направляли предложения и приглашения в Москву украинским коллегам, которые, впрочем, предпочли проводить консультации на нейтральной территории — в Брюсселе и Париже. Российские авиационные власти готовы продолжать конструктивные переговоры и впредь с целью обеспечения безопасности международной аэронавигации».

«РЕБЯТА С ФАНТАЗИЕЙ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» с большим скепсисом оценили претензии Госавиаслужбы Украины.

Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

— Впервые о слышу о таких письмах, хотя «Тулпар Эйр» тоже в Крым чартерами летает примерно два раза в месяц. Только украинцы могли до такого додуматься. Своеобразные люди. Я уже два раза бывал в Крыму, посмотрел украинские телеканалы — конкретное промывание мозгов, уму непостижимо, что они несут... Считаю распоряжение «Росавиации» не реагировать на такие письма абсолютно верным. Решение летать подальше от украинской границы логично: пусть на 15 минут дольше, но это лучше, чем получить проблемы. Какими могут быть последствия от обращения Украины в международные организации? Да, наверное, она направила уведомления в «Евроконтроль», ИКАО, но пусть подает в суд, если хочет ограничения какие-то накладывать... Это дело политическое больше, тут экономики никакой нет.

Олег Никоноров — генеральный директор ООО «Русский клуб деловой авиации»:

— Знаю только про «Добролет», что к нему есть санкции. Впрочем, не так давно я сам был в Крыму, занимались разными вопросами, планировали поставить туда чартерные компании для работы.

Из чего складываются 136 тысяч гривен? Предполагаю, что в эту сумму входит аэронавигация. Возможно, какие-то таксы, как в свое время брала Румыния, раньше за каждый полет нам приходилось платить так называемый «королевский сбор», может, и на Украине придумали что-то подобное. Готов предположить, что туда же входит какой-нибудь экологический сбор. А так, ребята с фантазией, не удивлюсь, если они придумают что-то еще. С другой стороны, они же должны попытаться нас чем-то ограничить, и если не штрафы, то что? Но, думаю, вряд ли им удастся взыскать штрафы, наверное, у них нет таких механизмов. Хотя истории бывают разные: если вы помните, у нас некоторые парусники засветились в каких-то портах, после чего на них налагались какие-то санкции... Можно предположить, что есть авиакомпании, работающие с лизингодателями, которые поддерживают подобные санкции Украины, тогда, может, и получится как-то оштрафовать, например, вместо поставки деталей для ремонта сначала будут требовать погасить штраф. Насколько знаю, некоторые российские компании, у которых самолеты находятся в лизинге, на Украину даже не летают. А тем, у кого самолеты находятся в собственности, вообще все равно до этих санкций — помешать может только, если запретят использовать воздушную зону для международных полетов или еще что-то. А поскольку Крым — это Россия, думаю, тут никаких вопросов возникать не будет.

Дмитрий Петроченко — руководитель медиапроекта BizavNews:

— Что касается бизнес-операторов, то, по-моему, они подобных писем не получали... 136 тысяч гривен, насколько понимаю, прежде всего складываются из сборов за аэронавигационное обслуживание в воздушной зоне. И в целом недополученные сборы в аэропортах, как они считают, своего Крыма. Недополученная выгода за незаправку воздушного судна, как бы это не казалось абсурдным. Ну и, может, какой-нибудь моральный вред... Да, они могут довести до судебного разбирательства данные дела, однако взыскать штрафы будет очень проблематично. Даже если будет решение суда, фактически это сделать будет очень непросто. Более того, стоит помнить, что в первую очередь тут доминируют политические вопросы. Но для собственного удовлетворения, для собственной значимости довести решение этих вопросов до суда они могут. ИКАО повлиять напрямую на решение подобных вопросов, скорее всего, не может. Только в качестве рекомендации, но юридической силы такие рекомендации носить не будут.

Олег Пантелеев — главный редактор отраслевого портала «АвиаПорт.Ru»:

— Представители авиационных властей Украины заявили о своем намерении действовать подобным образом примерно месяц назад. При этом они заявили, что после того как накопится достаточно большая сумма задолженности от российских компаний, они переведут ситуацию в область судебной инстанции... Мне неизвестны точные расчеты суммы штрафа, однако она привязана к выполнению полетов над территорией, которую Украина считает суверенной, и эти штрафные санкции за нарушение, по мнению украинской стороны, выполнения полетов в закрытые аэропорты, в частности, Симферополь... Реально ли Украине взыскать эти штрафы? Вопрос совершенно неоднозначный. Дело в том, что если пытаться взыскать деньги в российских судах, то абсолютно очевидно, что подобная попытка бесперспективна. Если пытаться делать это в украинских судах, то их решения будут проигнорированы российскими компаниями. Если подобные иски будут происходить на каких-то условно нейтральных площадках, например, европейских, то вполне можно предположить, что рассмотрение будет в пользу Украины. Однако, скорее всего, после этого российские компании просто проигнорируют такие решения. И прогнозировать дальнейшее развитие событий уже сложно... Все понимают, что любые серьезные меры воздействия на российские авиакомпании, выполняющие полеты в Европу, автоматически приведут к встречным проблемам для европейцев. То есть если будут ограничены полеты любой из российских компаний, аналогичным образом будет сокращено выполнение полетов европейских перевозчиков — будет соблюдаться полный паритет. Есть основания полагать, что такой сценарий возможен.

Ситуация, которую мы сейчас наблюдаем выглядит труднопредсказуемой, отсюда можно сделать любые предположения. На фоне тех санкций, которые введены США и Евросюзом в отношении российских компаний, трудно прогнозировать то, что может произойти с российскими авиаперевозчиками. Непонятно, что может прийти в головы европейских или американских чиновников, а с другой стороны, диапазон проблем, которые могут возникнуть у авиакомпаний, достаточно широк. В частности, мы стали свидетелями ситуации, сложившейся вокруг авиакомпании «Добролет». Она попала под санкции, и буквально сразу же европейские партнеры этой компании, которые предоставляли услуги по лизингу, страхованию, техническому обслуживанию и ремонту, заявили о разрыве договорных отношений. Если мы вспомним предыдущие санкции, то они, распространяясь на многие компании, охватывали лишь те сделки, которые могли состояться, при этом не мешая уже достигнутым соглашениям. С этой точки зрения сейчас с учетом дефицита объективной информации сложно сказать, действительно ли недавние санкции против «Добролета» предусматривали полное прекращение любого взаимодействия с этой авиакомпнией. Подобное действительно может быть для российских перевозчиков, на которых подобные санкции будут возложены, очень чувствительно. Впрочем, речь может идти о том, что европейские компании перестраховались и решили выйти из этих проектов по собственной инициативе.

Главный вывод, который можно сделать российским перевозчикам и авиационным властям: нужен стратегический выбор — создать специализированную авиакомпанию, которая будет обслуживать полеты в Симферополь и, вероятнее всего, в этом городе базироваться, и флот компании должен быть сформирован исключительно из самолетов российского производства. Компания должна использовать услуги российских провайдеров, и тогда она окажется неуязвимой для любых иностранных санкций. Либо альтернативный вариант: пытаться для российских авиакомпаний искать поставщиков услуг за пределами США и Европы, ориентироваться на компании из Юго-Восточной Азии, что в теории позволило бы снизить риски от санкций до приемлемого минимума.