СДЕЛАЛ ИЗ РУИН КОНФЕТКУ

До «Эссен Продакшн» имуществом разорившегося Набережночелнинского мясокомбината владело заинское ЗАО «МЭКТ». Эта компания считается близкой к холдингу «Агросила». По данным СПАРК, ЗАО принадлежат такие активы, как «Челны-Бройлер», Набережночелнинская птицефабрика, а также пакет акций завода «Кама Кристалл Технолоджи».

Здание мясокомбината ЗАО «МЭКТ» приобрело в 2010 году в ходе процедуры его банкротства, а землю под ним площадью 143 тыс. кв. м выкупили в июне 2011 года у исполкома Тукаевского района за 1,28 млн. рублей, воспользовавшись правом преимущественного выкупа.

Спустя месяц с небольшим ЗАО «МЭКТ» перепродало весь имущественный комплекс ЗАО «Эссен Продакшн» за 90 млн. рублей. После чего компания Леонида Барышева сразу начала реализацию амбициозного инвестпроекта по созданию кондитерского производства.

Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», уже в сентябре 2012 года компания «Эссен Продакшн» запустила линии по производству хрустящих батончиков и трубочек. В апреле прошлого года состоялось торжественное открытие фабрики с участием президента РТ Рустама Минниханова. Сообщалось, что на полную мощность она заработает к концу 2014 года. Как заявлял СМИ гендиректор и совладелец «Эссен Продакшн» Барышев, только в реконструкцию бывшего здания мясокомбината вложено около 500 млн. рублей. Общая же стоимость проекта оценивается в 3,2 млрд. рублей. В планах у «Эссена» — уже в 2015 году войти в тройку лидеров по производству вафельных конфет в России.

Хрустящие батончики и трубочки с начинкой – акцент нового  производства
Хрустящие батончики и трубочки с начинкой — акцент нового производства холдинга

КАК БАРЫШЕВ ПРОЗЕВАЛ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»

Все было хорошо, но 4 октября 2012 года никому не известное казанское ООО «Золотой век» во главе с предпринимателем Булатом Залялетдиновым подало против всех участников этой цепочки — исполкома Тукаевского района, ЗАО «МЭКТ» и «Эссен Продакшн» — иск с требованием признать все вышеперечисленные сделки недействительными.

Основание — нарушение Земельного кодекса. Как выяснилось, «Золотой век» — ближайший сосед «Эссена» — еще в 2008 году купил на аукционе по продаже имущества мясокомбината несколько небольших объектов, занимающих территорию более 10 тыс. кв. метров. В их числе скотобойня (площадью около 3 тыс. кв. м), загоны для скота (7 тыс. кв. м) и расположенная посреди них весовая (96,5 метров).

Поскольку все объекты находились в непосредственной близости от мясокомбината, так вышло, что часть имущества Залялетдинова — весовая и 5 тыс. кв. м загонов — попала за чужой забор. И при межевании земли арбитражный управляющий включил эти территории во владения ЗАО «МЭКТ».

Это стало роковой ошибкой. По логике истца, наличие весовой давало ему исключительное право на приватизацию земли под ней. Но цепочка сделок по купле-продаже земли между исполкомом Тукаевского района, компаниями ЗАО «МЭКТ» и «Эссен Продакшн» это право нарушила. А значит, они подлежат отмене. И хотя площадь весовой, по поводу которой выдвинул претензии Залялетдинов, составляет лишь 0,06% от всей территории мясокомбината, этого оказалось достаточно для двухлетней судебной тяжбы.

ДВУХЛЕТНЯЯ ВОЙНА

На первых порах Арбитражный суд РТ «Золотому веку» с легкостью отказал. К моменту разбирательства весовая оказалась... разрушенной, а значит, сделал суд вывод, собственник утратил на него права. Эту точку зрения поддержала и апелляция. Казалось бы, вопрос был закрыт. Но «Золотой век» пошел с жалобами в вышестоящие судебные инстанции. И, как позже выяснилось, не зря.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа признал за «Золотым веком» право на восстановление разрушенного объекта и пользование соответствующей частью земли. Тем более что на момент, когда ЗАО «МЭКТ» приватизировало землю, здание весовой частично еще имело место. К делу приобщены соответствующие фотографии и показания сторожа.

Как утверждает Залялетдинов, весовую разрушили в ноябре-декабре 2011 года предположительно работники «Эссен Продакшн». Компания подавала по этому случаю заявление в правоохранительные органы, было возбуждено уголовное дело. К тому же по закону даже если имущество разрушено, собственник сохраняет право в течение трех лет его восстановить и выкупить землю. На момент сделки ЗАО «МЭКТ» и Тукаевского района этот срок не истек.

Обанкротившийся набережно-челнинский комбинат вместе с землей в итоге достался холдингу «майонезных королей»
Обанкротившийся набережночелнинский мясокомбинат вместе с землей достался холдингу «майонезных королей»

После того как суд согласился с этими доводами, «Эссен», по-видимому, встревожился всерьез и дошел до высшей судебной инстанции. ВАС в передаче спора в президиум для пересмотра отказал, тем не менее направив дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Далее конфликт с переменным успехом для каждой из сторон прошел всю цепочку инстанций вновь. И в итоге тяжба завершилась окончательной победой «Золотого века»: точку 4 сентября 2014 году поставил Верховный суд РФ, отказав «Эссену» в передаче дела, пришедшего к неблагоприятному для него финалу, на пересмотр в судебную коллегию по экономическим спорам.

ОТВЕТЧИКАМ ВЫДАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ

Решение суда, которое вступило в силу и не подлежит обжалованию, неумолимо: все сделки купли-продажи признаны недействительными. И теперь все должно повернуться вспять. «Эссен» обязан вернуть и землю, и здание мясокомбината ЗАО «МЭКТ», а тот должен вернуть «Эссену» 90 млн. рублей. Далее ЗАО «МЭКТ» обязано передать землю обратно Тукаевскому району, получив с него 1,28 млн. рублей.

При этом суд отдельно оговаривает, что отдать только землю без зданий, скажем, выделить спорный участок под весовой и вернуть только его нельзя: «Денежные средства по сделкам уплачивались покупателями за все объекты в целом, что не представляет возможным определить сумму денежных средств за каждый объект в отдельности».

Впрочем, владелец «Золотого века» радость победы пока не ощутил: «Всем ответчикам выдали исполнительные листы, а мне, как истцу, нет — просто поразительно», — рассказывает Залялетдинов о ситуации с исполнением судебного решения. — Только после того, как я написал жалобу в антикоррупционный комитет, исполком Тукаевского района подал исполнительный лист на производство в Заинский отдел УФССП. Там говорят, что все необходимые действия произвели. Но мне информацию не предоставляют».

Холдинг уже вложил в кондитерское производство 1,15 млрд. рублей
«Эссен Продакшн» уже вложил в кондитерское производство 1,15 млрд. рублей

Вопрос отчасти прояснил представитель «Эссен Продакшн»: «Насколько я знаю, решение суда не исполнено в связи с невозможностью исполнения. Тех земельных участков сегодня просто не существует. Я думаю, в этом затруднение у службы судебных приставов», — говорит юрист «Эссен Продакшн АГ» Вячеслав Шорин.

«Вопрос заключается только в том, что «Эссен» не хочет этого делать, — не соглашается инициатор спора. — Понятно, что эта процедура несет для него определенные риски: никто не может знать, будет ли ЗАО «МЭКТ» повторно продавать «Эссену» здание мясокомбината. И если да, то на каких условиях. Как и то, отдаст ли им вторично землю Тукаевский исполком».

Отметим также, что неопределенный юридический статус собственности «Эссен Продакшн» вполне может помешать компании в получении кредитов. Вряд ли кто-то из банков возьмет в залог землю и здание, обремененные грозными судебными решениями.

«САМ ВЫПУСК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ НА ТЕРРИТОРИИ,
ОТВЕДЕННОЙ ПОД МЯСОКОМБИНАТ, НЕЗАКОНЕН»

Тем временем Залялетдинов не стал почивать на лаврах победителя и затеял новый крестовый поход против «Эссена». Он требует признать незаконной деятельность кондитерской фабрики и запретить ей производство продукции.

Напомним, что помимо той самой «драгоценной» весовой, ставшей предметом завершившейся судебной эпопеи, у «Золотого века» есть убойный цех и загоны для скота. По словам Залялетдинова, приобретая все это, он планировал после реконструкции развернуть здесь мясопереработку.

Но проект затормозился на начальной стадии: пока готовились к демонтажным работам и подыскивали оборудование, грянул финансовый кризис. «Моих партнеров «подкосило», — рассказывает инициатор спора. К тому же, они изначально не могли кредитоваться, так как недвижимость у них была, а земли под ней — нет. Ее начали переоформлять только в 2011 году после банкротства набережночелнинского мясокомбината.

В конечном счете вышло так, что «Эссен», приобретя по соседству большие площади, оказался более оперативен в реализации своих планов — открыл там кондитерское производство. И, как утверждает Залялетдинов, тем самым поставил крест на его бизнесе.

Булат Залялетдинов: «Владельцы «Эссена» считают для себя постыдным проиграть спор какому-то ликвидатору»
Булат Залялетдинов: «Владельцы «Эссена» считают для себя постыдным проиграть спор какому-то ликвидатору»

Чем же сладости могли помешать выпуску колбасы? Во всех документах, включая свидетельство о праве собственности, указано назначение недвижимости: мясопереработка и ничто иное, объяснял истец в суде. По его словам, то же самое написано и у «Эссен Продакшн». Мясопереработка относится к 1 классу опасности — это самый высокий и опасный класс, который помимо санитарных норм подразумевает еще и санитарно-защитную зону. В данном случае она, согласно СанПиН, составляет тысячу метров. В пределах этой зоны производство продукции меньшего класса опасности — а у «кондитерки» «Эссена» он 4-й — недопустимо.

«Сам выпуск кондитерских изделий на отведенной под мясокомбинат территории — нарушение закона», — утверждает Залялетдинов. Он сообщил, что письменно предупреждал «Эссен» еще до запуска сладкого производства: планируйте деятельность с учетом класса опасности, но компания его проигнорировала. В результате он теперь не может начать свой бизнес: «Этого просто не позволят сделать санитарные органы, поскольку производства несовместимы на одной территории».

«Я не могу вести реконструкцию в полном объеме, не могу брать кредиты и закупать оборудование. Вложусь, а мне потом запретят мясопереработку, потому что кто-то первым уже начал производство продукции 4-го класса опасности», — обрисовал Залялетдинов возможные риски. По его словам, он уже несет убытки, тратясь на содержание своего имущества и выплату налогов.

Параллельно стороны разбираются в арбитраже из-за загонов для скота. Залялетдинов пояснил «БИЗНЕС Online», что они представляют собой забетонированную площадку, по периметру которой установлены металлоконструкции. Напомним, 5 из 7 тыс. кв. м этой территории находятся за забором на охраняемой территории «Эссена».

«В один из визитов я увидел, что сварщик срезает ограждение. Все разрушенное сгребал экскаватор», — живописал Залялетдинов произошедшее в суде. В итоге он понес ущерб: были демонтированы все металлоконструкции весом в несколько десятков тонн, которые потом и вовсе исчезли. По его информации, демонтажные работы вели работники «Эссен Продакшн». Поэтому сейчас он настаивает, чтобы суд обязал компанию восстановить ограждение загонов.

Компания, сделавшая себе имя на майонезе, получила претензии из-за «сладкого» производства
Компания, сделавшая себе имя на майонезе, получила претензии из-за «сладкого» производства

«ЭССЕН»: ИСТЕЦ АПРИОРИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ

«Никаких оснований для удовлетворения иска просто не может быть», — безапелляционно заявил в суде представитель «Эссен Продакшн АГ» Шорин.

Его первый довод: Залялетдинов не ведет и никогда не вел на территории бывшего челнинского мясокомбината никакой деятельности. Более того, и не может вести, поскольку не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и потому «априори не может быть хозяйствующим субъектом».

Второй аргумент: здание находится в полуразрушенном состоянии.

Третье возражение: в «Эссен» считают, что вести деятельность Залялетдинову никто не запрещал. «Вы ведь даже не пытались этого делать — попытайтесь, — обратился Шорин напрямую к оппоненту. — И уже если вам откажут, будет обоснованным обратиться в суд».

«ВЛАДЕЛЬЦЫ «ЭССЕНА» СЧИТАЮТ ПОСТЫДНЫМ ПРОИГРАТЬ КАКОМУ-ТО ЛИКВИДАТОРУ»

Что известно о загадочном инициаторе судебного разбирательства, не побоявшемся тягаться с бизнес-империей Барышева? Согласно СПАРК, Залялетдинов в разное время был председателем ликвидационных комиссий целого ряда предприятий. Так, в 2007 году возглавлял эту работу в ООО «Тат-Внедрение», в 2009 - 2010 годах — в ОАО «Кукморский комбикормовый завод» и ОАО «Кукморская контора по сбыту и реализации топлива». «Я был председателем ликвидационных комиссий», — подтвердил «БИЗНЕС Online» это обстоятельство сам Залялетдинов. Он рассказал, что по указу 2002 года Минтимера Шаймиева проводилось реформирование ГУПов и акционерных обществ со 100-процентной долей государства. Минземимущества РТ привлекало для этих целей ряд специалистов. В их числе был и он, в общей сложности Залялетдинов принял участие в реформировании порядка 20 ГУП. Отсюда и такая юридическая подкованность.

Судя по информации в интернете, Залялетдинов имеет и опыт руководящей работы: некогда директорствовал в ООО «Ликероводочный завод «Ислах». Сейчас, как утверждает он сам, у него лишь одна компания ООО «Золотой век» (в соучредителях брат) и один из основных проектов — мясопереработка.

По словам Залялетдинова, на протяжении двух лет судебных разбирательств он раз пять предлагал «Эссену» мировое соглашение, предлагая выкупить у него спорный участок по рыночной цене с денежной компенсацией за здание весовой, либо приобрести весь объект полностью (санбойня и весовая с загонами для скота). Однако, по мнению Залялетдинова, согласиться на мировую его оппонентам мешают амбиции: «Владельцы «Эссена» считают для себя постыдным проиграть спор какому-то ликвидатору». Пока же он пытается зайти с другой стороны: подал жалобу на Барышева в комиссию по регламенту и этике Госсовета РТ.

Генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ» Барышев сказал «БИЗНЕС Online», что оставляет эту ситуацию без комментариев. Источник же в холдинге сообщил: «Это такая чушь, что даже не стоит обсуждать».