«Альтаир» на аэродроме Казанского авиазавода
«Альтаир» на аэродроме Казанского авиазавода

«АЛЬТАИР» СФОТОГРАФИРОВАЛИ ИЗ КОСМОСА

В конце января известный портал militaryrussia.ru сообщил о том, что на обновившихся космических снимках ресурса maps.google.com на аэродроме КАЗ можно увидеть большой беспилотный летательный аппарат. Предположительно, это первый летный прототип-демонстратор экспериментального разведывательного БЛА большой продолжительности полета «Альтаир», создаваемый ОАО «ОКБ им. Симонова» в рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Альтиус-М».

Снимок maps.google.com датирован 25 сентября 2014 года, что побудило авторов militaryrussia.ru сделать вывод: на указанную дату первый летный прототип «Альтаира» или уже находился на этапе летных испытаний, или был почти готов к ним. Как стало известно «БИЗНЕС Online» от нескольких источников в авиастроительных кругах Татарстана, аппарат уже совершил первый подлет. Это одна из стандартных стадий испытаний, когда летательный аппарат совершает взлет и практически сразу садится. Испытания прошли в конце декабря 2014 года. От обсуждения подробностей источники уклонились. В ОКБ им. Симонова не стали комментировать эту информацию.

Любопытно, что спустя примерно месяц заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил журналистам о том, что в России создан тяжелый БПЛА. По его словам, он будет использоваться минобороны и ФСБ. «Беспилотник способен решать информационные задачи, а также выступать в качестве средства поражения», — уточнил Борисов, но не конкретизировал ни фирму-разработчика дрона, ни его название. Между тем разработкой тяжелых беспилотников в России заняты несколько компаний, в том числе фирма Сухого и ОКБ им. Симонова (ранее — ОКБ «Сокол»). Напомним, что казанское ОКБ в октябре 2011 года выиграло конкурс миниобороны на НИР по созданию БПЛА весом до 5 тонн. Тема получила 1 млрд. рублей финансирования. Отметим, что ОКБ им. Симонова второй год подряд демонстрирует рекордный для расположенных в РТ оборонных предприятий рост выручки: по данным за 2013-й, она увеличилась на 97%... Сообщалось, что начало летных испытаний назначено на конец 2014 года. «Полагаю, что Борисов, скорее всего, имел ввиду именно «Альтаир», — рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.

Программе «Альтиус» уделяется повышенное внимание
Программе «Альтиус» уделяется повышенное внимание

ПЛЮС — МИРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Известно об аппарате немного, и все это примерные данные. Предположительно, это прообраз тяжелой ударной машины с продолжительностью полета не менее 12 часов. Планер «Альтаира» выполнен из композитных материалов. Взлетный вес БПЛА — 5 т, длина — 11,6 м, размах крыла — около 28,5 м, размах V-образного оперения — около 6 метров. На «Альтаире» установлены два дизельных двигателя RED A03/V12. Говорилось о том, что в разведывательной конфигурации «Альтаир» будет оснащен станцией оптической видовой разведки... Предусмотрено для аппарата и мирное применение, во всяком случае, руководством ОКБ была заявлена программа сотрудничества с «Газпромом»... Словом, до сих пор в России такого не делали — подобные БПЛА создали только США и Израиль.

Отметим, что двигатели для «Альтаира» разработаны и производятся немецкой компанией RED Aircraft (разработку финансировал холдинг «Финам»), принадлежащей выходцу из России, выпускнику Казанского авиационного института Владимиру Райхлину. И в свете событий последних месяцев это заставляет насторожиться. «Насколько я понимаю, речь не о покупке двигателей, а об организации производства на территории России, — говорит Федутинов. — На первом этапе, по-видимому, сборочного, но с последующей локализацией». О создании этого производства в Татарстане поговаривают достаточно давно, но дело, насколько известно, пока не двигается. По данным «БИЗНЕС Online», Райхлину предложили создать завод на базе одного из республиканских предприятий, но немецкого бизнесмена такой вариант не устраивает: он намерен все — от и до — делать сам.

Итак, каков следующий этап жизни «Альтаира»? «Насколько я понимаю, первого полета еще не было — был именно подлет, что традиционно предшествует первому полету, — рассказал Федутинов. — На этом этапе делать какие-то выводы о том, как ведет себя летательный аппарат, преждевременно. Можно только сказать, что, по-видимому, имеется некоторое отставание от графика, а задание на опытно-конструкторскую работу в продолжение НИР было выдано с некоторым «авансом».