Как стало известно «БИЗНЕС Online», в июле компания «ЭНИКС» откроет в Верхнеуслонском районе центр беспилотной авиации, где планируется готовить операторов для минобороны, ФСБ, МВД, МЧС. Но, что самое интересное, это будет и базовая площадка для контроля с воздуха хозяйственной жизни Татарстана: нажал кнопку и через 10 минут получил картинку из любой точки РТ.
Насколько известно, Рустам Минниханов давно интересуется беспилотной тематикой |
«ЭТО МЕЧТА РУСТАМА НУРГАЛИЕВИЧА»
Об амбициозном проекте «БИЗНЕС Online» рассказал директор — главный конструктор ЗАО «ЭНИКС» (разработчик и производитель беспилотных летательных аппаратов — БЛА) Валерий Побежимов. По его словам, фирма разработала систему оперативного мониторинга при помощи БЛА хозяйственной деятельности Татарстана: «Например, если говорить о сельском хозяйстве, сразу будут видны приписки по посевам, уборке, количеству скота. А то обманывают как? Берут субсидии на развитие животноводства, а в стаде — одна корова. Теперь можно слетать, проверить, на машине ведь не наездишься по районам. Это мечта Рустама Нургалиевича (Рустам Минниханов — президент РТ — авт.), чтобы он мог контролировать в любой момент работу, скажем, агропромышленного комплекса».
Впрочем, это только одно направление, а в целом применение у системы мониторинга гораздо шире: «Хотим, чтобы это было в интересах всех: лесников, аграриев, экономистов, пожарных и так далее. Например, сейчас беспилотники хотят получить экологи, но для них это очень дорого. А теперь они смогут воспользоваться системой вместе со всеми... Мирового опыта такого нет, мы и хотели бы, чтобы Татарстан стал первым», — рассказывает Побежимов. В правительстве РТ высоко оценивают потенциал системы. «По снимкам с воздуха можно понять, каким будет урожай той или иной культуры, — поддерживает идею советник премьер-министра РТ Назаир Киреев. — Можно увидеть, сеяли на самом деле пшеницу или только возле дорог что-то растет, а в глубине ничего нет. Ведь что такое «мониторить»? Вести разведку! Военные технологии в мирном применении... А половодье, пожары, безопасность дорожного движения?»
Директор ЭНИКСа уточняет, что инвестирует в проект собственные средства. На сегодня вложено порядка $1 млн., общую сумму необходимых затрат он не назвал. В дальнейшем власти РТ будут выступать в качестве одного из заказчиков, причем с большой экономией для себя. «У правительства есть договоренности с аэрокосмическими организациями, которые выполняют подобную работу, но это очень дорого — каждый договор тянет на десятки и сотни миллионов, — объясняет Киреев. — Поначалу республика на предложения «космонавтов» согласилась, но ЭНИКС дал несравнимо более низкую цену». Это подтверждает и командир использующего аппараты ЭНИКСа авиаотряда специального назначения МВД по РТ Фларит Мавлеткулов: «На сегодня беспилотники — самый дешевый вариант применения авиации: затраты минимальные, а результат максимальный».
ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СИЛОВИКОВ
Базовую площадку — своего рода центральный командный пункт системы — планируется открыть уже в июле в районе села Каинки, что в Верхне-Услонском районе. «Это один из центров, откуда будет контролироваться территория глубиной примерно 50 километров, — раскрывает детали Побежимов. — Мы должны показать, что это работает, а дальше — расширяться. Всего таких опорных пунктов надо построить примерно 15. Это быстровозводимые «избушки» площадью метров 30, где дежурят пара операторов и готовый к взлету беспилотник. Если надо слетать километров на 40, то это «Элерон-3», если на 80 — «Элерон-10». Таким образом, территория Татарстана окажется «закрытой». Информация будет передаваться в аппарат президента, минэкономики, минсельхоз — да куда угодно».
В МВД по РТ высоко оценивают беспилотники ЭНИКСа |
Система мониторинга для Татарстана — это лишь одна из задач центра. Главная функция, по словам Побежимова, — подготовка ведомственных инструкторов, которые потом займутся обучением курсантов ФСБ, МВД, Сухопутных и Внутренних войск, МЧС. В России это первый подобный центр — похожий создается в Коломне, но только для подготовки операторов. «Центр подготовки — очень актуально на сегодня, — рассказал «БИЗНЕС Online» Мавлеткулов. — Беспилотная авиация только становится на крыло, и нужда в специалистах огромная. А специальных школ нет. ЭНИКС одним из первых над этой проблемой задумался, думаю, центр будет переполнен курсантами со всей России».
Кроме того, Побежимов намерен реализовать еще одну идею Минниханова, о которой президент говорит едва ли не на каждом совещании с промышленниками, но пока, судя по всему, безрезультатно. Это поддержка детского технического творчества: комплекс станет еще и центром развития авиамоделизма в Татарстане.
Стремление расширить функционал центра и создать на его базе систему мониторинга было и у правительства РТ. «Мы внесли некоторые коррективы в верхнеуслонскую задумку ЭНИКСа: раз он просит там землю, пусть продукт имеет более широкий спрос, — рассказал Киреев. — В результате получилась многоплановая площадка».
«ВИДНО, ЧТО ЧЕЛОВЕК В РУКАХ ДЕРЖИТ»
Эффективность беспилотников уже успели оценить и некоторые высокопоставленные персоны. Побежимов вспоминает, как работу аппарата демонстрировали Наилю Магдееву в бытность его министром лесного хозяйства РТ (ныне — руководитель исполкома Набережных Челнов): «Он поуправлял «Элероном» и был в восторге, когда понял, что, сидя в кабинете, можно осматривать огромную площадь». В министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что ведомство планирует использовать БЛА прежде всего для мониторинга посевов. При этом определяются границы полей, состояние культуры (например, всхожесть, гибель растений, пожелтение посевов), проблемные земельные участки. Беспилотники незаменимы и для контроля проведения технологических процессов, мониторинга уборочных работ. В зимний период они пригодятся для изучения динамики снежного покрова, уверены в минсельхозе. Есть, по мнению министерства, и второе направление — экологическое: мониторинг вырубки лесов, динамики роста оврагов, контроль нарушений при добыче полезных ископаемых, в деятельности нефтяников, газовиков, обнаружение несанкционированных свалок, нарушений при проведении дорожных и строительных работ (снятие плодородного слоя почвы, увеличение ширины временных дорог и тому подобное), разработки незаконных карьеров.
Кадр с камеры «Элерона». По словам специалистов, на снимках с аппаратов ЭНИКСа можно увидеть, что держит в руке человек |
Высокую «разведывательную» эффективность аппаратов ЭНИКСа «БИЗНЕС Online» подтвердил и Мавлеткулов: «Фотографии — очень высокого разрешения. Когда в Башкортостане начали взрываться склады боеприпасов, туда отправили наш беспилотник, ночью — он летал с инфракрасной системой видеонаблюдения. И почти тут же у нас были высококачественные фото, на которых были четко видны любые детали. Аппаратура с 26-кратным приближением — можно увидеть, что человек в руках держит». Прямая трансляция, по его словам, получается не такого высокого качества, потому что во время передачи есть искажения, но при приближении все прекрасно видно. При этом беспилотник можно применять и над заповедными местами, где летательным аппаратам в принципе запрещено появляться из-за шума. «Если не знать, что над тобой летает БЛА, его и не заметишь», — подчеркивает Мавлеткулов. Эффективность БЛА отметили в ГУ МЧС по РТ: «Данная система актуальна в том числе в русле тех направлений, которые у нас уже давно реализуются. С помощью БЛА можно вести разведку зоны чрезвычайной ситуации, искать пострадавших в труднодоступных местах. Использование беспилотника сокращает время проведения разведки, оценки оперативной обстановки, принятия управленческих решений. Есть ситуации, в которых без БЛА просто не обойтись: например, во время весеннего паводка опасного периода, во время опасной пожарной обстановки в лесах, при проведении крупных мероприятий. Мы это почувствовали по собственному опыту использования БЛА».
«ЕСТЬ И ВОЕННАЯ ПРИЕМКА, И СЕРТИФИКАТЫ НА ЧАСТОТЫ»
Проблемой проекта мониторинга, по мнению ведущего российского эксперта в области БЛА Дениса Федутинова, может стать получение разрешительной документации: «Если беспилотные аппараты используются для оказания подобных услуг, они должны быть сертифицированы соответствующим образом, а все полеты согласованы. Между тем вопросы сертификации еще до конца не проработаны, а процедуры получения разрешений на полеты забюрократизированы».
А вот Мавлеткулов, напротив, полон оптимизма: «У нас схемы с диспетчерскими службами отработаны. Если есть согласованная инструкция по производству полетов, все решается оперативно: пока уведомляешь по телефону орган воздушного движения, можно начинать поднимать аппарат. Скорость подготовки к старту зависит лишь от степени готовности батарей на беспилотнике. У меня расчет может за 7 минут развернуться и запустить, потому что батарея всегда заряжена. При этом беспилотник летает 2 часа, а батарея заряжается час. Имея две батареи, можно непрерывно мониторить обстановку. И что мне нравится в ЭНИКСе, в отличие от многих других его коллег, у него есть и военная приемка, и лицензии, и сертификаты на частоты, на которых он работает».
MADE IN KAZAN
По словам Побежимова, идея создания центра родилась у него примерно лет пять назад, но не было денег, чтобы ее реализовать. Теперь они, видимо, появились. Сегодня ЭНИКС показывает стабильный рост. В 2013 году выручка увеличилась на 38,4% до 181 млн. рублей. Судя по имеющимся данным, по итогам 2014 года мы увидим еще более впечатляющий прогресс. Как рассказал Побежимов, за последние пару лет объемы работы выросли «раз в восемь», у компании есть проблема с перегруженностью производства. Речь в первую очередь идет о комплексах с БЛА «Элерон-3» и «Элерон-10». Конкретные цифры Побежимов называть не стал (продукция — двойного назначения), привел только один конкретный пример. Сухопутные войска в дополнение к 17 заказанным ими в 2013 году (и уже поставленным) комплексам БЛА заказали еще 40.
Известно, что «Элероны» поставляются в МЧС, ФСБ, МВД, Ракетным войскам стратегического назначения, арктическим экспедициям. Федутинов связывает укрепление позиций ЭНИКСа с успешным прохождением в 2013 году «Элероном» госиспытаний по линии минобороны: «Ранее отсутствие «литеры» тормозило закупки этих БЛА российским военным ведомством. И, принимая во внимание тот факт, что в российских Вооруженных силах существует явный дефицит беспилотных средств разведки и наблюдения, в том числе в классе «мини», можно уверенно сказать, что потенциал для роста имеется». По его мнению, дополнительные 40 комплексов — это неплохой заказ, хотя компания, давно плотно работающая с военными, вправе рассчитывать на большее. Вместе с СТЦ (Санкт-Петербург) и ZALA (Ижевск) ЭНИКС входит в тройку российских лидеров в области малых БЛА.
«Элеронами» интересуются и за границей — сообщалось, что ОАО «Рособоронэкспорт» рассматривает запросы от 7 заказчиков. Как уточнили «БИЗНЕС Online» в ЭНИКСе, предложения о продаже поступают и из ближнего, и из дальнего зарубежья, например из Индии и США. По словам Побежимова, фирма впервые продала за границу конструкторскую документацию — за рубежом интересуются подходами ЭНИКСа к разработке, в частности, планера и автопилота. «Получение российской компанией заказа на выполнение НИОКР в области систем БЛА от инозаказчика — дело почти беспрецедентное, что само по себе свидетельствует о высоком уровне ее разработок», — оценил эту новость Федутинов. Между тем Побежимов упомянул и о других планах с инозаказчиками: «Всю разработку беспилотной системы «Типчак», аппарат которой в снаряде реактивной системы залпового огня «Смерч» доставляется в район разведки, будем продавать за рубеж. Это поэтапная работа, и главные этапы уже пройдены». Кроме того, увеличились объемы производства воздушных мишеней, опытно-конструкторских (ОКР) и научно-исследовательских работ. Например, недавно отраслевое агентство «АвиаПорт» сообщило, что ЭНИКС проводит по госконтрактам ОКР по созданию нескольких новых комплексов с беспилотниками в интересах силовых структур.
Идеи Побежимова можно было бы счесть мечтами, если бы не репутация компании. «Очень многие берутся за то, что не потянут, ЭНИКС же берется только за то, что может сделать, поскольку хорошо знает предмет», — отзывается о фирме Киреев. Он подчеркивает, что ЭНИКС сумел стать нужным военным, полиции, спецслужбам, спасателям (а теперь — и чиновникам) исключительно собственными талантами, будучи абсолютно самостоятельным предприятием, не взявшим ни копейки у государства. Добавим, что для Татарстана «Элероны» вполне могут стать вторым — после вертолетов Ми-17 — военно-промышленным бестселлером, но, в отличие от них, это чисто казанский продукт.
Справка
ЗАО «ЭНИКС» создано в 1988 году. Разработанные в инициативном порядке многоцелевые комплексы с БЛА «Элерон-3», «Элерон-10» поставляются МЧС, ФСБ, МВД, предприятиям ТЭК, лесоохраны, арктическим экспедициям и другим организациям. Комплекс «Элерон-3» поставляется с 2005 года, комплекс «Элерон-10» — с 2008-го. Программное обеспечение и математическая модель разработаны специалистами ЭНИКСа. Разработку, изготовление и испытания комплексов БЛА «ЭНИКС» выполняет самостоятельно. Важное направление деятельности предприятия — создание мишенной обстановки для испытаний средств ПВО. С этой целью ЭНИКС в инициативном порядке в 1996 году разработал комплекс с воздушной мишенью Е-2. ЭНИКС по договорам с разработчиками средств ПВО обеспечивает создание мишенной обстановки для различных средств ПВО, в том числе ПЗРК «Игла-С», ЗСУ 2С6М1 («Тунгуска»), «Панцирь-С1», «Каштан», «Печора». В 2008 году разработан комплекс воздушной мишени Е08.
Комплекс дистанционного наблюдения Т23 «Элерон-3». БЛА выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло», оснащен расположенным в хвостовой части фюзеляжа электрическим двигателем с толкающим винтом. В полете обладает малой оптической, акустической и радиолокационной заметностью. Посадка — при помощи парашютной системы с высот от 30 м на неподготовленную площадку ограниченных размеров. Взлетная масса — 3,8 килограмма. Размах крыла — 1,4 метра. Длина фюзеляжа — 0,42 метра. Диапазон скоростей — 65-110 км/ч, высота полета — до 3000 метров. Продолжительность полета — 1,5 часа.
Комплекс дистанционного наблюдения Т10 «Элерон-10». Развитие семейства Т23. Взлетная масса — 12 килограммов. Размах крыла — 2,2 метра. Длина фюзеляжа — 0,83 метра. Диапазон скоростей полета — 60 - 120 км/ч, высота полета — до 5000 м, продолжительность полета — до 2 часов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.