Полярная звезда сегодня проходит испытания на Балтике
Полярная звезда сегодня проходит испытания на Балтике

«В АРКТИКЕ СХОДЯТСЯ ИНТЕРЕСЫ РАЗНЫХ СТРАН»

Пограничные сторожевые корабли 1-го ранга проекта 22100 «Океан» предназначены для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ. Автономность плавания «Океана» — до 60 суток. Вооружение — типично легкое для патрульного корабля: 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176М и две морских тумбовых пулеметных установки «Жало». Есть вертолет Ка-27 и катера, которые можно спускать на воду и поднимать во время движения корабля. Сообщалось, что при необходимости «Океан» может быть дооснащен ударными комплексами со средствами целеуказания. Главные задачи «Океанов» в мирное время — охрана границы, участие в поисковых и спасательных операциях, обеспечение действий спецназа. Задача для «особого времени» — охрана пунктов базирования боевых кораблей. Район плавания неограниченный, но предполагается, что сторожевики будут действовать в северо-западной части Тихого океана, арктических и неарктических замерзающих морях.

На последнем моменте вчера акцентировал внимание вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин: «Дорогие корабелы, хочу поздравить вас с закладкой корабля. Причем делаю это в трех качествах: как председатель коллегии военно-промышленной комиссии, а с учетом специфики корабля — и от имени госкомиссии по вопросам развития Арктики, а также от государственной пограничной комиссии... Это очень важный подарок, который вы делаете своими руками для пограничников. Сегодня мы укрепляем наши границы, особенно это важно делать на Севере, где сегодня сходятся интересы самых разных стран. Сегодня идет борьба за Арктику. Россия обладает там протяженной границей, смысл которой не только в том, что мы имеем такую уникальную территорию, но и в том, что в Арктике находятся основные запасы полезных ископаемых — до 80 процентов природного газа, например. Сегодня перед пограничниками и вооруженными силами стоит задача защитить наши мир, безопасность и то природное богатство, которое даст нам прирост экономики в ближайшем будущем, а значит, благоденствие, благополучие и сытую жизнь для наших детей и внуков. Закладывая этот корабль, мы смотрим в будущее наших детей. Спасибо за эту большую, хорошую работу».

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НЕ ПРИВЕДЕТ К СРЫВУ ПРОГРАММЫ

Изначально проект предполагал массовое использование импортных комплектующих. Именно так построена «Полярная звезда» — головной корабль проекта, заложенный в Зеленодольске 30 мая 2012 года и спущенный на воду 21 мая 2014-го, сегодня он проходит испытания на Балтике. Теперь международная обстановка заставила ФСБ вернуться к прежним взглядам на импортную составляющую кораблестроения. Как рассказывал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Ренат Мистахов, отныне на «Океаны» будут устанавливать только российское оборудование. Правда, это повысило и стоимость этих кораблей: если ранее в закупочных документах значились 7,8 млрд. рублей за корабль, то сегодня — 8,6 миллиарда. Именно эта цифра присутствует в контракте на пару серийных «Океанов», подписанном в мае между ФСБ и заводом им. Горького. Как разъяснял «БИЗНЕС Online» главный конструктор петербургского ОАО «ЦМКБ «Алмаз» Борис Лейкис, главным фактором удорожания стала необходимость подъема отечественного производства на должный уровень. Примером импортозамещения на «Океанах» можно назвать замену финских дизелей Wartsila на продукцию ОАО «Коломенcкий завод».

Контракт - на Океаны это более чем по 8 млрд. рублей за корабль. Будут ли еще закладки - зависит и от качества работы завода
Контракт на «Океаны» — это более чем по 8 млрд. рублей за корабль. Будут ли еще закладки — зависит и от качества работы завода

Пограничников такая смена курса не смущает. «Почти по всем позициям найдены импортозамещение либо иные поставщики, — рассказал вчера «БИЗНЕС Online» руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, адмирал Юрий Алексеев. — Например, двигатели нас устраивают. Смею уверить, что срыва программы не будет». «Основное оборудование заменено на отечественное, — дополнил его в беседе с «БИЗНЕС Online» Лейкис. — Это очень приятно. Люди, которые посоветовали ввести санкции, — это, наверное, наши агенты влияния — такой толчок промышленности: оказывается, мы сами можем и двигатели делать, и редукторы, и так далее. Кстати, несмотря на санкции, иностранцы на наш рынок рвутся, стараются всякими путями все равно попасть на этот и другие корабли и на российский рынок в целом». Как будет проходить импортозамещение на деле, покажет строительство заложенного вчера «Океана». Во всяком случае, Мистахов и вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов поблагодарили за доверие ФСБ и военно-промышленную комиссию и заверили, что правительство республики вместе с заводом и акционерами сделают все, чтобы выполнить заказ.

О «ВОСПИТАНИИ» БОЕВОГО КОРАБЛЯ

А вот бытовую технику (скажем, холодильники) «импортозамещать» не будут. О бытовых условиях на «Океанах» надо сказать отдельно. Экипажам (41 человек) обещаны исключительные бытовые условия, очень высокие по российским меркам стандарты размещения. Впрочем, кажется, не только по российским. По словам Алексеева, «условия обитания у нас лучше, чем на кораблях береговой охраны США»: «Был недавно на учениях в Сан-Франциско и могу сказать, что у нас лучше. Не «разнежатся» ли моряки? Будем их воспитывать!»

Мебель на «Океане» впервые делается специально под каждый тип кают — на одного, двух, четырех человек. По словам Лейкиса, корабль вообще отличается продуманностью проектировки, создан по зональному принципу, разделен на пять функциональных зон, «чтобы люди не пересекались и не мешали друг другу». «Комфортом заказчик остался довольным, — говорит он. — 60 суток на корабле — это непросто, а потому и позаниматься спортом надо, и в сауну сходить. Кстати, на каждое место на корабле — огромный конкурс, как в прежние времена в престижный институт. На корабле — только офицеры и мичманы, ведь это особенный корабль и люди должны в совершенстве знать технику. У «Океана» очень высокая степень автоматизации, класс автоматизации самый высокий — А1».

Гостям устроили экскурсию по заводу. Борис Лейкис и Юрий Алексеев на палубе малого ракетного корабля Зеленый Дол
Гостям устроили экскурсию по заводу. Борис Лейкис и Юрий Алексеев на палубе малого ракетного корабля «Зеленый Дол»

По словам Алексеева, на сегодня «Океан» — «самый эксклюзивный заказ пограничников»: другие уступают ему и по водоизмещению, и по возможностям«. На церемонии он говорил о корабле со свойственной истинным морякам образностью: «Первый «Океан» сейчас проходит испытания. Это наш ребенок со своими недостатками, мы его воспитываем, исправляем, учитываем каждую мелочь. Хотел бы поблагодарить вас за проделанную работу — корабль удался». Лейкис, как «отец» проекта, поддержал тему очеловечивания кораблей: «Когда «Полярная звезда» уходила из этого цеха, завод словно осиротел для меня... Но вот мы закладываем серийный корабль. Это огромный кредит доверия заводу и проектантам, и мы должны отдать его сдачей «Полярной звезды» без замечаний».

По словам Алексеева, сегодня заказ на «Океаны» ограничивается четырьмя кораблями, но пограничникам надо как можно больше. Лейкис напомнил, что изначально речь шла о двух десятках «Океанов», но «пока ищут деньги».