По данным минобрнауки РТ, в этом году школы республики выпустят 18 701 одиннадцатиклассника. Предполагается, что 17 550 из них (или 93,8%) станут студентами

«КОНЕЧНО, ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕ БУДЕТ ТРУДОУСТРОЕНО»

По данным министерства образования и науки РТ, в этом году школы республики выпустят 18 701 одиннадцатиклассника. Предполагается, что 17 550 из них (или 93,8%) станут студентами. Для сравнения: в 2014 году школы выпустили 19 350 человек (то есть на 649 больше), 17 090 из них (91,4%) поступили в вузы. Красноречива статистика за предыдущие годы: 2011-й (из 20 928 выпускников поступили в вузы 70,4%); 2012-й — 20 090 и 77,7% соответственно; 2013-й — 19 350 и 91,4%. Налицо довольно резкое уменьшение количества выпускников школ, вызванное демографией. Однако, судя по всему, именно в этом году кривая нащупала дно падения. Как разъяснил «БИЗНЕС Online» начальник отдела высшего образования минобрнауки РТ Игорь Михеев, самые низкие показатели рождаемости в Татарстане были с 1997 по 2006 год. «В этом году мы достигли этих значений, и в последующие годы изменение количества выпускников школ будет более плавным».

Без-имени-1.jpg

А как отнестись к увеличению числа поступающих в вузы — почти 100%? «Если брать запросы производства, организаций, то, конечно, такое количество студентов не будет трудоустроено в соответствии с дипломами, — выразил уверенность в беседе с «БИЗНЕС Online» экс-замминистра образования РТ, вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко. — Из них многие пойдут в профессии, которые не требуют высшего образования, будут какими-нибудь менеджерами по продажам. Но с точки зрения того, что образование дает человеку перспективу на будущее и в принципе поднимает культурный уровень, это ставка на дальнейшее развитие каждого человека, на желание обогатить самого себя, ставка иметь культурный уровень».

Без-имени-2.jpg

ГУМАНИТАРНАЯ ПОДДЕРЖКА В КРИЗИС

Парадоксально, но, вопреки демографическим реалиям, наблюдается устойчивое увеличение количества бюджетных мест. Если в 2014 году их было 14 488 (в том числе 126 — в негосударственных вузах), то на 2015-й расположенным в РТ вузам выделено 16 588 контрольных цифр приема (104 — для негосударственных вузов). В минобрнауки РТ эту тенденцию объясняют потребностью рынка труда в квалифицированных специалистах. Но Хоменко обратил внимание на своего рода гуманитарный момент: «Вспомните предыдущий кризис: одним из вариантов поддержки населения стали не только общественные работы и поддержка моногородов, но и образование. Кризисная ситуация — это та, когда человек временно освобождается от работы, но получает возможность учиться на перспективу. Чтобы человек не был без дела, государство занимает его, в том числе и учебой в интересах его самого и государства в целом, выделяются деньги на переобучение. Думаю, увеличение количества бюджетных мест можно рассматривать как такую помощь в то время, когда достаточных рабочих мест еще нет. Это лучше, нежели человек останется без работы и при этом не будет учиться». Хотелось бы надеяться, что ситуация с уменьшением количества одиннадцатиклассников и увеличением бесплатного приема заставит вузы не только придумывать новые уловки для привлечения абитуриентов и заполнения квот, но и повышать свою привлекательность за счет повышения качества образования».

Кто в лидерах по количеству бюджетных мест для первокурсников? Пятерка победителей открытого конкурса среди вузов «по установлению контрольных цифр приема граждан по направлению подготовки (специальности) для обучения за счет средств федерального бюджета» выглядит так: КФУ, КНИТУ, КНИТУ-КАИ, КГЭУ, КГАСУ.

Впереди всех, как и следовало ожидать, КФУ, к тому же он увеличил набор бюджетников на 949 человек. Но еще более стремительную динамику демонстрирует КНИТУ — плюс 1 288 бюджетных мест. Возможно, это связано с расширением работ бывшего КХТИ по неким серьезным закрытым (видимо, оборонным) проектам, о чем в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» недавно обмолвился ректор вуза Герман Дьяконов.

Наименование
образовательной
организации

КЦП
2013
года

КЦП
2014
года

КЦП
2015
года

1

Казанский (Приволжский) федеральный университет

4995

4316

5265

2

Казанский национальный исследовательский технологический университет

3607

3350

4638

3

Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ

1895

1916

2008

4

Казанский государственный энергетический университет

1249

1345

1449

5

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

758

682

757

В какой-то степени это подтверждает статистика, предоставленная «БИЗНЕС Online» пресс-службой вуза: в КНИТУ учатся 34% всех российских магистрантов по направлению «Химическая технология», около 70% — по «Биотехнологии», «по оборонным направлениям магистратуры эта цифра достигает 80%». Также могла сыграть широко анонсированная политика импортозамещения в нефтегазохимической отрасли Татарстана. Гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», профессор КНИТУ Рафинат Яруллин особых достижений в этой области пока не видит, но и отмечает, что «процесс пошел». Раньше предприятия говорили: вам никогда не добиться иностранного качества. А сейчас сами приходят в КХТИ и просит заняться разными проблемами. В этом отношении дело действительно улучшилось». По всей видимости, репутация КНИТУ и ставка на него столь высоки, что его позиций не пошатнул даже мощный скандал прошлого года с коррупционным оттенком.

Без-имени-3.jpg

В ЦЕНЕ — ЗНАТОКИ КИТАЙСКОГО

Какие специальности окажутся наиболее популярными у первокурсников в этом году? Пока таких данных, понятное дело, нет, но, как считают эксперты «БИЗНЕС Online», принципиальных отличий от ситуации 2014-го не прогнозируется. Статистика прошлого года по среднему баллу ЕГЭ (качество приема) на конкретные специальности дает неоднозначную, хотя и ожидаемую картину.

КФУ. Конкурс — 12 человек на место. Средний проходной балл на один предмет — 76. Это один из лучших показателей среди федеральных и классических университетов России. В приемной комиссии КФУ «БИЗНЕС Online» рассказали, что в университет поступают ребята из 70 регионов России, статистика свидетельствует об их хорошей подготовке. По качеству приема лидируют филология и лингвистика (причем обе — по специальностям, связанным с иностранными языками), прикладная информатика, педагогика (иностранные языки), юриспруденция, востоковедение и африканистика, фундаментальная и прикладная химия. «Повышенный интерес к изучению иностранных языков наблюдается последние несколько лет, — объяснила «БИЗНЕС Online» иняз-уклон директор инновационного языкового центра EF English First в Казани Валерия Семенова. — Данную тенденцию специалисты нашей компании связывают с несколькими факторами. Во-первых, это развитие деловой и экономической активности в Татарстане, активный интерес со стороны иностранных инвесторов. Во-вторых, прием крупнейших мировых соревнований: Универсиады-2013, чемпионата мира по водным видам спорта, чемпионата мира по футболу. Кроме того, вместе с востребованностью педагогов иностранных языков растут требования к их профессиональной подготовке. И интерес проявляют не только абитуриенты, но и взрослые (25 - 55 лет), инвестирующие в овладение языком для карьерного роста, повышения общего уровня образования, стремления расширять кругозор, самостоятельно путешествовать».

КФУ
КФУ. Конкурс — 12 человек на место. Средний проходной балл на один предмет — 76. Это один из лучших показателей среди федеральных и классических университетов РФ (фото: kpfu.ru)

В целом «расклад» по КФУ «БИЗНЕС Online» прокомментировал проректор по научной деятельности Данис Нургалиев: «Интерес к языкам связан и со своего рода перетоком: в последние годы на коне были юристы-экономисты, сейчас же народ заинтересовался другим. А у нас очень хороший Институт международных отношений, истории и востоковедения, и там сегодня самый большой конкурс. Обратите внимание, в лидерах не просто языковые специальности: это и литература, и переводоведение, и страноведение. Сегодня в контексте глобализации такие знания очень востребованы. Например, очень большой запрос на специалистов в области китайского языка, и мы готовим не просто переводчиков, но людей, понимающих менталитет граждан Поднебесной. Добавлю, что языковые студенты очень отлично устраиваются — получают хорошие рабочие места с высокой зарплатой».

Отметил Нургалиев и престиж химических направлений (№8 в рейтинге КФУ): «Был колоссальный конкурс в Химический институт. У нас, наверное, единственный вуз, куда поступают победители международных химических олимпиад. В прошлом году по этому предмету мы были лидерами по химии по ЕГЭ, даже обогнали МГУ». Но особо проректор подчеркнул рост популярности педагогических направлений: «Считаю, это большое достижение — рост интереса к педагогике. Думаю, это следствие подвижек со стороны государства — педагоги сейчас хорошо зарабатывают. И у нас они не просто скопом готовятся, но распределены по профильным факультетам, например, физиков готовим на физфаке. А там у нас, кстати, лучшая в Европе базовая практика по общей физике».

Институт (факультет)/
Специальность
КФУ

КЦП

Средний
балл
зачисленных

Филология
Профиль: Зарубежная филология: Английский язык и литература, переводоведение

5

91

Лингвистика
Профиль: Перевод и переводоведение (английский и второй иностранный (восточный) языки); Перевод и переводоведение (английский и второй иностранный (европейский) языки)

32

89

Прикладная информатика

44

87

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, Профиль: иностранный (английский) язык и второй иностранный язык)

10

86

Юриспруденция

95

86

Востоковедение и африканистика (профили: История стран Азии и Африки (Турция); Экономика стран Азии и Африки (Китай)

10

86

Фундаментальная и прикладная химия (профили: Неорганическая химия; Аналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия; Химия высокомолекулярных и элементоорганических соединений)

40

85

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, профиль: Русский язык и иностранный (английский) язык)

12

85

Филология (профиль: Зарубежная филология: Испанский язык и литература, переводоведение)

8

85

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, профиль: Иностранный (Немецкий) язык и второй иностранный (английский) язык)

10

84

КНИТУ. Конкурс — 5,5 человек на место. Средний балл — 62. В «номинации» «Качество приема» ситуация довольно странная — наиболее высокие показатели оказались у общественной дисциплины («Конфликтология») и у дизайна («Дизайн одежды» и «Графический дизайн»). И лишь после них идут такие профильные направления, как «Технологические машины и оборудование», «Химическая технология», «Нефтегазовое дело».

Институт (факультет)/
Специальность
КНИТУ

КЦП

Средний
балл
зачисленных

Конфликтология
Профиль: Социальная конфликтология

10

73

Дизайн, профили:
1)Дизайн костюма;
2)Графический дизайн

7

73

«Технологические машины и оборудование», профиль: Оборудование нефтегазопереработки

20

71

Химическая технология (ФХТПМК)
Профиль: Технология косметических средств

17

71

Информатика и вычислительная техника
Профиль: автоматизированные системы обработки информации и управления

20

71

Нефтегазовое дело

11

69

Химическая технология, профили:
1)Химическая технология органических веществ;
2)Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов

89

69

Социальная работа, профили:
1)Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов организационно-правовых форм и форм собственности;
2)Психосоциальная работа с населением

10

68

Химическая технология, профиль:
Химическая технология органических веществ: Технология химико-фармацевтических препаратов

15

67

Прикладная математика и информатика

10

67

Интересно, что в 2015 году этот странный для химиков-технологов перекос может усилиться: как сообщается в релизах минобрнауки РТ, в соответствии с государственной политикой оптимизации системы высшего образования, произошло существенное сокращение количества мест по социогуманитарным и экономическим направлениям, увеличено — по инженерно-техническим. То есть конкурс на конфликтологию и дизайн может стать еще более свирепым. Впрочем в минобрнауки РТ надеются на другой результат эксперимента: «Это один из инструментов регулирования подготовки квалифицированных кадров, — рассказал Михеев. — Рынок труда показывает, что потребности в таком количестве специалистов социогуманитарного и экономического профиля нет. Сокращение количества бюджетных мест повышает конкуренцию среди абитуриентов. Растут показатели ЕГЭ для поступления на бюджет, либо абитуренты имеют возможность получить специальность данного профиля только на небюджете. Не все готовы и могут себе это позволить. Поэтому они обращают внимание на специальности другого профиля, где больше шансов поступить на бюджетные места».

«Мы видим реальную диспропорцию, — констатирует Хоменко. — Это перепроизводство экономистов, юристов. Не скажу, что их нам не надо, хорошие всегда востребованы. Речь идет об общей массе, которую трудоустроить в принципе нельзя в этом объеме. Но есть потребности в сфере производственной — не хватает ни инженеров, ни рабочих кадров. Так что государство исходит из простых реалий». Как отметил Нургалиев, реальные действия государства уже видны: «Мы наблюдаем уменьшение количества бюджетных мест на гуманитарные специальности».

Изменение количества бюджетных мест для приема
на очную форму обучения по специальностям КФУ

Направление подготовки

2014

2015

КФУ

Культурология

22

20

Теология

18

16

Информатика и
вычислительная техника

0

20

Прикладная информатика

10

13

Теплоэнергетика и
теплотехника

0

30

Машиностроение

30

54

Но в Татарстане именно они — среди направлений с наиболее высокими показателями по среднему баллу ЕГЭ. А среди аутсайдеров такие «строгие» направления, как «Электроника и наноэлектроника», «Материаловедение и технологии материалов», «Оптотехника», «Двигатели летательных аппаратов».

«ИЗ ГРУППЫ В 20 ЧЕЛОВЕК РЕАЛЬНО «ВЫКОВЫРЯТЬ» ТОЛЬКО 2 - 3 ЗЕРНЫШКА»

КНИТУ-КАИ. Конкурс — 4 человека на место. Средний балл по одному предмету — 63,6. Самые популярные направления — «Информационная безопасность», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». За информационными направлениями — и лидерство по качеству. После них идут «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Наноинженерия», «Радиотехника», «Техническая физика». Примечательно, что в этом списке не оказалось ни одной «чисто» авиационной специальности, например, «Авиастроение», «Вертолетостроение», «Эксплуатация летательных аппаратов» и так далее. «Это тенденция, — рассказал «БИЗНЕС Online» заведующий кафедры «Конструкция и проектирование летательных аппаратов» Владимир Гайнутдинов. — Родители смотрят, где их сын может заработать или куда он сможет уехать, чтобы свое образование поднять. Пока компьютерщики нужны. Сейчас у всех на слуху «Сколково», беспилотные «КАМАЗы» и так далее, такое ощущение, что скоро и еду нам с вами роботы будут подавать. Думаю, сильно влияет на умы и такой тренд, как «Иннополис». Словом, люди понимают, что их чадо, получив здесь бесплатно образование в области информатики, потом уедет в цивилизованную страну. Шансов больше». Высокий конкурс на направление «Информационная безопасность» в КФУ отметил и Нургалиев.

КНИТУ-КАИ
КНИТУ-КАИ. Конкурс — 4 человека на место. Средний балл на один предмет — 53,3 - 56,6

А что же исконно авиационные специальности? «Есть много нюансов, — объясняет Гайнутдинов. — Мы, конечно, студентов наберем, по последним двум годам проблем не было, но направление... непопулярно. И контингент такой, что из группы в 20 человек можно «выковырять» только 2 - 3 зернышка, из очень удачной группы — 4. В советское время соотношение было интереснее». К слову, профессор отметил и своего рода возвращение к прежним стандартам: целевиков, которые учатся на специалитете, решено готовить не 5 лет, как сейчас, а 5,5, как это было в СССР. «Сейчас мы опять готовим для специалитета планы на 5,5 лет обучения — круг замкнулся. И это правильно — те стандарты не просто так принимались: пять лет учись и полгода работай над дипломом».

Любопытную ремарку к теме сделал Яруллин: «Раньше авиационные предприятия делали экономику республики — каждый самолет стоит бешеных денег, нефть же стоила 33 рубля».

Институт (факультет)/
Специальность
КНИТУ-КАИ

КЦП

Средний
балл
зачисленных

Информационная безопасность

30

75

Информационная безопасность телекоммуникационных систем

10

70

Прикладная математика и информатика

15

69

Информационные системы и технологии

30

66

Радиоэлектронные системы и комплексы

20

62

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

62

62

Информатика и вычислительная техника

120

61

Наноинженерия

15

61

Радиотехника

40

60

Техническая физика

12

59

КГЭУ. Конкурс — 4,4 человека на место. Средний балл на один предмет — 63,8. Наиболее популярные направления — «Электроэнергетика и электротехника», «Теплоэнергетика и теплотехника» (самые популярные профили — «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем» и «Электрические системы и сети»), что полностью соответствует главной специализации вуза.

КГАСУ. Конкурс — 10 человек на место. Средний балл на один предмет — 69,6. По качеству приема вуз демонстрирует строгое следование своему курсу — самые высокие показатели у «Архитектурного проектирования», «Промышленного и гражданского строительства» и у «Реставрации объектов архитектурного наследия».

Институт (факультет)/
Специальность
КГАСУ

КЦП

Средний
балл
зачисленных

Архитектура, профиль:
Архитектурное проектирование

49

80

Строительство, профиль:
Промышленное и гражданское строительство

100

79

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, профиль:
Реставрация объектов культурного значения

25

76

Строительство, профиль:
Проектирование зданий

30

75

Строительство, профиль:
Экспертиза и управление недвижимостью

47

73

Дизайн, профиль:
Дизайн интерьера

10

70

Строительство, профиль:
Промышленное и гражданское строительство на татарском языке

15

69

Строительство, профиль:
Городское строительство и хозяйство

16

66

Строительство, профиль:
Автомобильные дороги

55

65

Строительство, профиль:
Водоснабжение и водоотведение

52

64

БИЗНЕС САМОУСТРАНИЛСЯ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ

Но как в целом сопрягаются основные данные о популярности тех или иных направлений с потребностями в специалистах? На днях минобрнауки РФ опубликовало мониторинг эффективности вузов и региональных систем образования. По нему выходит, что из татарстанских выпускников в течение года не могут трудоустроиться 30% юристов, 31% архитекторов, 56% теологов. Зато все в порядке у фармацевтов (показатель трудоустройства — 94,3%), специалистов по эксплуатации самолетов — 92%, химиков, математиков, астрономов.

Хоменко отметил, что, рассуждая о высшем образовании, мы упускаем чрезвычайно важный момент — позицию работодателей: «Реальный потребитель студентов-выпускников — это не государство, а работодатель. И во всей этой схеме отсутствует центральное звено — бизнес, организации: мы не видим заказов от бизнеса непосредственно и его участия в процессе, не видим оценки специалистов со стороны бизнеса. Вот такое удаление от реального образовательного процесса и замена бизнеса чиновниками — самое пагубное явление. Да, предприятия заявляют о своих потребностях, но сам сектор корпоративный очень удален от образовательного процесса. Он не участвует в разработке стандартов, учебном процессе, слабо участвует в практике, трудоустройстве. Бизнес самоустранился: критиковать критикует, но реально в ту сторону не смотрит. Впрочем, когда он хочет это сделать, ему не особо дают, потому что нормального алгоритма участия бизнеса в процессе не разработано. Вот простой пример канадских энергетических компаний: два года ребята учатся в университетах, компании внимательно за каждым смотрят. Потом делается заказ на этих ребят на практику, которая проводится за счет компании. По ее окончании фирма говорит: из 10 возьмем двоих, им компенсируют плату за учебу. Остальные устраиваются как хотят, но зато они все уже получили реальную производственную практику. Вот какая активная позиция у работодателя! Для нас один из вариантов».

Направления подготовки с наиболее высокими показателями
баллов ЕГЭ среди вузов-лидеров РТ за 2014 год

Институт (факультет)/
Специальность

Средний
балл
(на один
предмет)

Лингвистика
(перевод) (КФУ)

89

Филология
(зарубежная) (КФУ)

88

Юриспруденция (КФУ)

86

Востоковедение и
африканистика (КФУ)

86

Педагогическое образование
(иностранный язык) (КФУ)

85

Прикладная химия и химическая
технология (КФУ, КНИТУ)

80

Архитектура (КГАСУ)

80

Строительств (промышленное
и гражданское) (КГАСУ)

79

Реконструкция и реставрация
архитектурного наследия (КГАСУ)

76

Информационная безопасность
(КНИТУ, КНИТУ-КАИ)

75

Строительство
(проектирование зданий) (КГАСУ)

75

Прикладная математика
и информатика
(КФУ, КНИТУ, КНИТУ-КАИ)

74

Дизайн (КФУ, КНИТУ, КГАСУ)

73

Направления подготовки с самыми низкими показателями
баллов ЕГЭ среди вузов-лидеров РТ за 2014 год

Институт (факультет)/
Специальность

Средний
балл
(на один
предмет)

Физическая культура (КФУ)

57

Техносферная безопасность
(КНИТУ, КНИТУ-КАИ, КГАСУ)

55

Наземные транспортно-технологические
комплексы (КГАСУ, КНИТУ-КАИ)

54

Двигатели летательных
аппаратов (КНИТУ-КАИ)

48

Электроника и
наноэлектроника (КНИТУ-КАИ)

47

Материаловедение и
технологии материалов (КНИТУ, КНИТУ-КАИ)

45

Продукты питания (КНИТУ)

42

Профессиональное обучение
(химическое производство) (КНИТУ)

41

Оптотехника (КНИТУ-КАИ)

40

Изделия легкой промышленности
(КНИТУ-КАИ)

39

ТАТАРСТАН ГОТОВИТСЯ «СЕКВЕСТИРОВАТЬ» ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКОВ?

Отметим, что все собеседники «БИЗНЕС Online» так или иначе подвергли критике нынешнюю систему поступления в вузы. В концентрированной форме это сделал Яруллин: «Раньше нормальный конкурс был! А без конкурса какое может быть образование? А что сейчас школьник и его родители думают? «Мы и в университет подадим документы, и в КАИ, и в КХТИ — где-нибудь да выстрелит». То есть ребенок все равно получит диплом... И блата не было такого, как сейчас».

Но еще более фундаментальную критику можно было услышать от вице-премьера РТ — министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова на прошедшей в среду сессии Казгордумы. Мы начали статью с данных о сокращении количества одиннадцатиклассников. Но, похоже, для Татарстана это не вопрос — проблема, по мнению министра, напротив, в переизбытке «некачественных» выпускников школ. И, насколько можно понять, в республике придумали, как от них с пользой «избавиться». Министр рассказал об увеличивающемся в республике разрыве между школами-лидерами и «слабыми», не обеспечивающими должный уровень обучения. Особенно министра беспокоит ситуация в Казани, где этот разрыв, например, по математике увеличился с 30 до 38 баллов, по русскому языку — с 23 до 27.

Энгель Фаттахов
Энгель Фаттахов считает, что в Татарстане переизбыток «некачественных» выпускников школ (фото: tatarstan.ru)

«Есть ли необходимость сохранять отстающие школы средними?» — задал риторический вопрос Фаттахов. Он привел в пример опыт Набережных Челнов, где из 43 школ 26 — средние, а остальные не набирают 10 - 11-х классов. В итоге челнинцы демонстрируют самые высокие достижения по ЕГЭ. «Очевидно, что не все выпускники 9-х классов должны продолжать обучение в 10-х и 11-х», — без обиняков заявил Фаттахов.

Что ж, если лозунг «Превратим плохих студентов в хороших пэтэушников» воплотится в жизнь, абитуриентов в вузах и вовсе может стать меньше, чем бюджетных «вакансий»...

Рустам Нурлыев