17 февраля «Зеленый Дол» прибыл в Тарсус
17 февраля «Зеленый Дол» прибыл в Тартус

«ЧТОБЫ БЫЛО ЧЕМ УДАРИТЬ В СЛУЧАЕ ПРОВОКАЦИЙ»

14 февраля два корабля Черноморского флота (ЧФ) — малый ракетный (МРК) «Зеленый Дол» и морской тральщик «Ковровец» — прошли Босфор и взяли курс на восточное Средиземноморье. Но если для «старичка» (43 года) «Ковровца» это не первая «загранка», в том числе боевая (противоминное обеспечение советского судоходства в Персидском заливе), то для новенького «Зеленого Дола», спроектированного и построенного в Зеленодольске, это первый поход.

Минобороны информировало, что он будет выполнять задачи в составе постоянной группировки ВМФ в Средиземном море. А в минувшую среду командующий ЧФ Александр Витко, будучи на зеленодольском заводе им. Горького, сообщил, что «Зеленый Дол» прибыл в сирийский порт Тартус, где располагается пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Сирии. В дальнейшем его сменит однотипный и сданный одновременно МРК «Серпухов».

Для чего конкретно могут понадобиться эти корабли у берегов Сирии? «Скорее всего, надо, чтобы под рукой было, чем ударить в случае провокаций с турецкой стороны, — поделился с «БИЗНЕС Online» предположением независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов (Санкт-Петербург). — Скорее всего, там накапливают силы на всякий случай. Обстановка накаляется турками, и их флот — довольно сильный. Между тем установленный на МРК комплекс «Калибр-НК» может не только по берегу, но и по кораблям работать. 8 ракет на борту — это, конечно, не очень много, но если куда надо прилетят, будет чувствительно. На что способны эти «стратегические ракетные катера», мы сегодня знаем». Это Глухов напомнил о том, как 7 октября 2015 года тройка каспийских «Буянов-М» (вместе с другим зеленодольским детищем — «Дагестаном», сторожевым кораблем проекта 11661) выпустила по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.) 26 крылатых ракет. 20 ноября последовал новый залп — 18-ю крылатыми ракетами. Длинная рука флота.

Ходовая рубка «Зеленого Дола»
Ходовая рубка «Зеленого Дола»

ИЗ-ПОД ПВО-ЗОНТИКА БОЛЬШИХ КОРАБЛЕЙ

«Зеленый Дол» и «Серпухов» проводили из Зеленодольска 9 июля 2015 года. 12 декабря на них был поднят Андреевский флаг, и сегодня они входят в состав отдельного дивизиона малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров крымской военно-морской базы ЧФ. Это четвертый и пятый «Буяны-М». Головной «Град Свияжск» и первые два серийных — «Углич» и «Великий Устюг» — несут службу в составе Каспийской флотилии. На стапелях находятся МРК «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон», которые, предположительно, тоже пойдут на ЧФ.

А ведь изначально говорилось, что по тактико-техническим характеристикам это чисто каспийский проект. Что из себя представляет «Буян-М»? Длина корабля — 74,1 м, ширина —11 м, осадка — 2,6 м, водоизмещение — 949 тонн. Скорость — 25 узлов, дальность хода — не менее 1500 миль, автономность — не менее 10 суток, экипаж — 32 - 36 человек. Главное оружие МРК — установка вертикального пуска комплекса «Калибр-НК» на 8 ракет. Также есть 100-мм артиллерийская установка АК-190-01/А-190М, 30-мм установка АК-630М-2 «Дуэт», две 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки, два ЗРК «Гибка», три 7,62-мм пулемета, противодиверсионный гранатомет.

Впрочем, когда в 2014 году стало известно, что первоначально задуманная серия из 5 «Буянов-М» будет увеличена до 9 единиц, эксперты сразу заговорили о том, что часть из них пойдет на ЧФ, который нуждается в экстренном усилении, а выбирать не из чего. «Конечно, «Буяны-М» по мореходности для Средиземного моря не ахти, но, как говорится, за неимением гербовой... — отмечает Глухов. — Далее. Самостоятельно от авиаудара они вряд ли смогут отбиться. Впрочем, «Зеленому Долу» и «Серпухову» болтаться в море особого смысла нет. Может быть, они встанут к причалу в Тартусе, зональную ПВО им обеспечат крейсер «Варяг» и большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков». И вот из-под этого «зонтика», прямо от причала, МРК вполне могут хорошо садануть».

Глухов напомнил, что «Буяны-М» не имеют собственных средств целеуказания, но его «малышам» помогут организовать: «Они оборудованы специальными средствами: мы видим у них антенны космической связи, установлен многоканальный комплекс «Трасса», так что жаловаться грех. Целеуказание обеспечат другие корабли, спутники и самолеты».

Flightradar зафиксировал путь Ту-214Р из Казани на авиабазу Хамеймим (нажмите, чтобы увеличить)

ЯПОНИЯ, УКРАИНА, СИРИЯ...

И одним из таких самолетов может стать построенный на Казанском авиазаводе (КАЗ; филиал ОАО «Туполев») борт комплексной разведки Ту-214Р. По данным интернет-сервиса Flightradar24, позволяющего в реальном времени наблюдать за положением находящихся в воздухе самолетов (если на них включены так называемые транспондеры), 15 февраля на используемый российской авиационной группировкой в Сирии аэродром Хмеймим прибыл Ту-214Р с регистрационным номером RF-64514. Причем вылетел он непосредственно из Казани, с аэродрома Борисоглебское, а далее прошел над Каспийским морем, Ираном и Ираком.

Два самолета Ту-214Р (также упоминаются как «изделия 411», опытно-конструкторская работа «Фракция») строились по контракту минобороны с «Туполевым» и КАПО (прежнее название КАЗа) от 29 ноября 2002 года. Машина создана на базе пассажирского Ту-214. Это самолет комплексной радиотехнической и оптической разведки, что видно по многочисленным антенным «нашлепкам». Предположительно, Ту-214Р — замена разведчику Ил-20М (военный вариант гражданского Ил-18), который предназначен для вскрытия радиолокационных средств и средств связи противника, перехвата сигналов средств управления и связи, ведения радиолокационной и оптической разведки наземных объектов. С 60-х годов Ил-20 был одним из наиболее секретных советских самолетов, ведь его назначение — комплексная разведка приграничной полосы без пересечения государственной границы, то есть он способен получать разведданные, не вторгаясь на территорию других стран. Западные историки авиации уверяют, что на Западе не имели информации об Ил-20 до 1978 года (хотя машина летала с 1968-го), когда истребители НАТО засекли один из этих самолетов над Балтийским морем.

Ту-214Р над Казанью
Ту-214Р над Казанью

Пара Ту-214Р должна была быть готова к ноябрю 2008 года, но головная машина совершила первый полет только 24 декабря 2009-го и до сих пор не передана заказчику — проходит испытания. RF-64514 впервые взлетел в конце 2014- го и был передан военным год спустя. Отметим, что срыв сроков контракта стоимостью 3,4 млрд. рублей даже стал предметом разбирательства в суде, впрочем, технической стороной дела военные, судя по их высказываниям, были удовлетворены.

Оба самолета уже успели наделать шума. В декабре 2012 года перехватчики ВВС сил самообороны Японии были подняты для сопровождения воздушного судна, летевшего над Японским морем. Пилоты перехватчиков увидели борт с регистрационным номером RA-64511 — первый поднятый казанскими авиастроителями Ту-214Р. А в ночь с 17 на 18 июня 2015 года тот же Flightradar24 засек RF-64514 «тщательно огибающим» границу Украины.

ПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТУРЦИЮ

Что может делать Ту-214Р в Сирии? «Турция на днях запретила полет нашего самолета в рамках программы «Открытое небо», — напомнил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Мы запланировали полет вдоль границы Турции и Сирии, куда прибыли самолет и наблюдатели, но в последний момент турки отказали в праве проведения полета... Да, у нас есть спутники оптико-электронной и радиотехнической разведки, но они все-таки имеют некоторую скважность разведки по времени. А в связи с тем, что Турция сосредоточила на границе с Сирией значительную группировку сухопутных войск и ВВС, нам необходимо в режиме реального времени получать сведения о ее местонахождении, намерениях и так далее. Ту-214Р имеет для этого все необходимое оборудование, включая многоспектральный локатор бокового обзора, который позволяет вскрывать позиции войск на достаточно большую глубину на территории Турции. Насколько большую, зависит от характера местности, но на несколько десятков километров это гарантированно».

Ту-214Р в небе над Сирией. Фото из Твиттера ВМ-21 GRAD
Ту-214Р в небе над Сирией. Фото из Twitter ВМ-21 GRAD

По мнению Мураховского, вскрытие расположения турецких войск и их намерений — это срочная, первостепенная задача. Вторая же — вскрытие движущихся (автомобили) и неподвижных (пункты управления, склады) целей на территории, контролируемой ДАИШ. Это необходимо, в том числе и для повышения точности ударов Воздушно-космических сил, и для целеуказания кораблям ВМФ. Отметим, что в Сирии уже действует самолет радиоэлектронной разведки Ил-20М1, так что будет возможность сравнить эффективность двух машин, ведь есть мнение, что для комплексной авиаразведки России достаточно турбовинтовых Илов, а Ту-214Р — излишество.

Говорилось, что КАЗу может быть заказана целая серия Ту-214Р. Реально ли это? «Вопрос — в полной отработке этого разведывательного комплекса, особенно многоспектрального радара, — считает Мураховский. — Если вся аппаратура и носитель зарекомендуют себя нормально, думаю, будет и серия, потому что, по идее, такой самолет должен входить в состав разведывательно-ударного комплекса, который связывает разные виды разведки, автоматизированные системы управления и дальнобойные огневые средства типа ракетных комплексов «Искандер». Поэтому, учитывая то, сколько у нас ракетных бригад (а их значительно больше двух), можно сказать, что каждую из них желательно бы обеспечить самолетом типа Ту-214Р».

Полеты Ту-214Р в Сирии уже зафиксировали тамошние споттеры — фото машины появились в различных соцсетях. И в какой-то степени полеты Ту-214Р еще и пиар российского ВПК: самостоятельно, «от и до» проектировать и строить самолеты комплексной разведки способны немногие страны. И конечно, заполучить такую аппаратуру для исследования хочется любой разведке. Поэтому полеты вдоль границ Турции наверняка будут выполняться под прикрытием истребителей Су-27 и Су-30.