(фото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости») Ту-160 (фото: ©министерство обороны РФ, РИА «Новости»)

1. ЛОКАЛЬНЫЙ ДЕБЮТ «СТРАТЕГА»

17 ноября 2015 года в операции Воздушно-космических сил России в Сирии впервые была задействована стратегическая авиация. Ту-160 (вместе с Ту-95МС), взлетев с авиабазы в Энгельсе и не заходя в воздушное пространство Сирии, произвели пуски 34 крылатых ракет, они находились в воздухе 8 часов 20 минут. Для Ту-160, который начали выпускать на Казанском авиазаводе (КАЗ) в 1984 году, это был боевой дебют. По мнению экспертов, он показал себя значимой величиной в применении обычных и высокоточных средств поражения. Этот опыт имеет повышенное значение в контексте решения о перезапуске производства ракетоносца в варианте Ту-160М2. По ряду заявлений, новому поколению Ту-160 определена не последняя роль не только в крупномасштабных, но и в локальных войнах. Первая машина должна взлететь в Казани в 2020 году.

фото: zdship.ru Малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 «Буян-М» (фото: zdship.ru)

2. «БУЯНЫ» ОПРАВДЫВАЮТ СВОЕ НАЗВАНИЕ

Но еще раньше «Белых лебедей» отличились детища Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ) и Зеленодольского завода им. Горького — малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М». 7 октября 2015 года «малыши» «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» из акватории Каспийского моря выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.) 26 крылатых ракет. 20 ноября последовал новый залп — 18 крылатыми ракетами. Дальше — больше. Только что (в декабре 2015-го) переданные Черноморскому флоту МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов», по данным иностранных СМИ, отработали по сирийским боевикам ракетами комплекса «Калибр-НК» уже из Средиземного моря... Напомним, на стапелях в Зеленодольске находятся МРК «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон», которые, предположительно, тоже пойдут на ЧФ.

(фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости») «Тайфун-К» (фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»)

3. «ТАЙФУН» ПОД ОГНЕМ

Тем временем в Набережных Челнах президенту России Владимиру Путину, который прибыл на КАМАЗ 12 февраля на заседание военно-промышленной комиссии, продемонстрировали испытания бронеавтомобиля повышенной защищенности «Тайфун-К». Наверное, сегодня в свете структурных изменений, произошедших на автогиганте и связанных с его уходом от оборонной тематики, эту машину будет правильно называть детищем КАМАЗа, Завода специальных автомобилей и «Ремдизеля»... На кадрах, показанных президенту, автомобили стойко выдерживали обстрелы и подрывы... Широкой публике «Тайфун-К» впервые продемонстрировали на параде Победы в 2014 году. Сообщалось, что машины участвовали в обеспечении безопасности Олимпиады в Сочи. Известно, что в подразделения специального назначения Южного военного округа отправлена партия минимум из 30 «Тайфунов».

4. «ТАЙФУНЕНОК» НА УЛИЦАХ КАЗАНИ

Сегодня же мы ждем от Челнов новой премьеры — на параде в Казани покажут младшего брата «Тайфуна-К» — двухосный бронеавтомобиль, получивший неофициальное прозвище «Тайфуненок», а официально ранее называвшийся «КАМАЗ-53949» (как он будет называться теперь — вопрос). Машина уже участвовала в репетиции парада, и это было ее первое явление широким народным массам — ранее она демонстрировалась на специализированных выставках... «Тайфуненок» полной массой более 15 т способен развить скорость 105 км/ч и может быть использован для охраны и сопровождения колонн, ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки. Также его можно применять как разведывательную и командно-штабную машину, машину огневой поддержки. Правда, в СМИ гуляла информация о том, что у военных по поводу «Тайфуненка» есть некоторые сомнения — слишком много импортных комплектующих (двигатель, коробка передач, мосты, броня, фары). Однако в Челнах не исключают возможности установки на броневик отечественных двигателя, коробки передач и брони.

(фото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости») Ту-22М3 (фото: ©министерство обороны РФ, РИА «Новости»)

5. МЕТАМОРФОЗЫ «ТРОЙКИ»

Вернемся к КАЗу. Если Ту-160 действовали по ДАИШ издалека, то дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 (в просторечии — «тройка») непосредственно сыпали на головы боевиков бомбы. Первые удары были нанесены 17 ноября 12 машинами. Усиленная эскадрилья Ту-22М3 действовала из Моздока. «В ходе выполнения ударов самолеты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4 510 километров», — цитирует командующего дальней авиацией Анатолия Жихарева РИА «Новости»... По некоторым данным, в этом году КАЗ начал глубокую модернизацию Ту-22М3. Предположительно, в итоге получится вариант Ту-22М3М с совершенно новой «начинкой», намного увеличивающей возможности бомбера, совершившего первый полет в 1977 году (в 1978-м - 1993-м в Казани выпустили 268 машин — невообразимая по нынешним временам цифра). Не исключено, что работу по глубокой модернизации подтолкнул именно сирийский опыт: Ту-22М3 отработали там вполне успешно, тем не менее, по словам экспертов, у минобороны возникли некоторые нарекания.

6. БЕСПИЛОТНИКИ НЕ ДАЮТ ПОКОЯ БОЕВИКАМ

По некоторым данным, в Сирии применяли и беспилотные комплексы казанского ЗАО «Эникс». Напомним, «подозрения» в том, что либо сирийские, либо российские военные используют в этой стране эниксовские беспилотники (БЛА), появились в июле 2015 года, то есть еще до официального объявления о помощи Башару Асаду. Тогда в сети появились фото БЛА «Элерон-3СВ», разбившегося на северо-западе Сирии. Джихадистская группировка «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России) заявила, что она сбила этот БЛА в районе населенного пункта Арафит в горном массиве Джабаль-Акрад. Директор, главный конструктор ЭНИКСа Валерий Побежимов тогда признал, что это аппарат, изготовленный его компанией, но выразил удивление тем, как он мог попасть за границу: «Мы не поставляем «Элероны» за рубеж — только по России». Если информация по сирийскому опыту «Элерона» верна, то это первые данные о боевом применении данных комплексов.

(фото: ©Сергей Мальгавко, РИА «Новости») Iveco 65Е19WM («Рысь») (фото: ©Сергей Мальгавко, РИА «Новости»)

7. «РЫСИ» ВСЕ-ТАКИ ПРИГОДИЛИСЬ

Засветились в Сирии и российские бронеавтомобили итальянского происхождения Iveco 65Е19WM («Рысь»). Отверточную сборку этих вызвавших столько споров об их необходимости военным машин вели воронежский 172-й Центральный автомобильный ремонтный завод и «Ремдизель». То есть в Сирию могли поставить как челнинские, так и воронежские машины. Тем не менее мы имеем все основания включить «Рысь» в наш «хит-парад», ведь инициатором закупки Iveco 65Е19WM (LMV) было руководство КАМАЗа. В 2008 году, после событий в Южной Осетии, оно пришло к выводу, что у российских военных нет так необходимого ей бронеавтомобиля MRAP (Mine Resistant Ambush Protected — колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой). На КАМАЗе проанализировали варианты (рассматривался, в частности, партнер из ЮАР), в итоге по критерию «стоимость-эффективность» лучшим оказалось предложение итальянского концерна Iveco... В этом году стало известно, что, несмотря на заявления минобороны о том, что военные будут опираться только на возможности родного ВПК, «Ремдизель» будет выпускать «Рыси» минимум до середины 2016 года: производственная программа обеих площадок предполагает выпуск 356 бронемашин. Их получателем определена 91-я центральная база резерва автомобильной техники в Ростовской области. В Сирии при помощи «Рысей» решается задача охраны авиабазы.

фото: zdship.ru Сторожевые корабли «Татарстан» и «Дагестан» (фото: zdship.ru)

8. ПРИВЕТ ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Было бы несправедливым не упомянуть, что удары по ДАИШ наносил сторожевой корабль «Дагестан», тем более именно со сторожевиков проекта 11661 (автор — все то же ЗПКБ) началось восхождение завода им. Горького к нынешним высотам. Первый сторожевик проекта — «Татарстан» — стал и первым кораблем в новейшей истории предприятия (сошел со стапелей в 2003 году). Между тем и «Татарстан», и «Дагестан» были заложены еще в Советском Союзе, в 1988 году (был еще и третий корпус). Головной должен был стать учебным кораблем ВМФ СССР, а серийные «близнецы», по задумке, предназначались для Индии. Но из-за политических перемен в стране строительство затормозилось. Не дошло и до контракта с Индией. В 1996 году в то время главноком ВМФ России Владимир Куроедов договорился с правительством РТ о шефстве республики над строительством. Предположительно, достройка велась на кредит «АК БАРС» Банка. В какой-то мере история повторилась с «Дагестаном». В 2006 году новый главком Владимир Масорин приехал в Татарстан, чтобы обсудить его достройку. Он заявил, что финансирование работ возможно лишь за счет банковских кредитов. «Мы надеемся, что с помощью правительства Татарстана и при поддержке Минтимера Шариповича (Минтимер Шаймиев — первый президент РТприм. авт.) удастся взять кредит, а мы гарантируем его своевременное погашение зеленодольскому заводу в установленные сроки», — заверил адмирал. «Дагестан» спустили на воду 1 апреля 2011 года. Он стал первым кораблем российского ВМФ, вооруженным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».

9. ОТ УЛИЦ ЧЕЛНОВ ДО БОЯ ПОД МАХАЧКАЛОЙ

И вновь КАМАЗ. В ходе совместной контртеррористической спецоперации ФСБ и МВД под Махачкалой 13 - 14 апреля 2016 года впервые в боевой обстановке был замечен бронеавтомобиль «Фалькатус». Прямого отношения к челнинскому автогиганту это футуристического вида авто отношения не имеет, но есть основания полагать, что без серьезного участия КАМАЗа дело не обошлось... Проект бронемашины разрабатывался на ЗИЛе. В деле также участвовала компания «Форт Технология», к которой в дальнейшем и перешел проект. В разработке сумели заинтересовать ФСБ. Броневик создан на базе раллийного «КАМАЗа», и, как пишет известный блог центра анализа стратегий и технологий, работы по теме ведутся совместно с КАМАЗом, но в чем именно заключается роль челнинского завода, не говорится. Сообщалось, что испытания на Дмитровском полигоне НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» проводил в том числе семикратный победитель в классе грузовиков ралли «Париж — Дакар» Владимир Чагин. В СМИ писали о его не только пилотской, но и конструкторской работе, например, как начальника бюро организации процессов производства департамента специализированной техники научно-технического центра КАМАЗа. А в июле прошлого года «Фалькатус» был замечен на дорогах Набережных Челнов, причем в компании с бронемашиной «Викинг» от той же фирмы «Форт Технологии» и тоже созданной на базе «КАМАЗа» — 4911.

10. КТО ОТВЕДЕТ ЧУЖИЕ «ГЛАЗА» В НЕБЕ СИРИИ

Применялись в Сирии, по некоторым данным, и комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Рычаг-АВ», выпускаемые Казанским оптико-механическим заводом. Комплекс, устанавливаемый на вертолет Ми-8, обеспечивает подавление «в радиусе сотен километров» радиоэлектронных средств противника и одновременно работу в зоне подавления собственной авиации. Это означает, что в зоне действия «Рычага» сбить самолет высокоточным оружием будет весьма затруднительно, так как чужие радиолокационные станции попросту не увидят его. Кроме того, комплекс одновременно может вести радиотехническую разведку, выявляя источники электромагнитного излучения. Судя по данным портала госзакупок, в 2014 - 2016 годах КОМЗ должен поставить минобороны 18 комплексов. Два очередных вертолета с «Рычагами» были переданы военным 17 апреля...

Напомним, КОМЗ выпускает и наземного «коллегу» «Рычага» — комплекс РЭБ «Ртуть-БМ», который устанавливается на легкобронированный транспортер МТ-ЛБу. В 2011 - 2012 годах в войска поставили 11 таких комплексов, в 2013-м — еще 11. В 2015 - 2016 годах должна быть поставлена еще 21 «Ртуть».

11. ЗАГАДОЧНАЯ «ПЛАТФОРМА»

Мини-сенсацию в среде общественности, интересующейся ВПК-новостями, вызвало появление в интернете первого видео еще одной разработки, которую начинал КАМАЗ, — машины из семейства высокомобильных модульных платформ различного назначения, в том числе для ракетных войск стратегического назначения. Известно, что с 2010 года в Челнах шли НИР «Платформа» и ОКР «Платформа-О». Это седельный тягач с колесной формулой 8×8 для буксирования прицепных систем массой 90 - 165 т и балластный тягач с колесной формулой 8×8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; платформа с колесной формулой 12×12 грузоподъемностью 50 т; платформа с колесной формулой 16×16 грузоподъемностью 85 тонн. Распространено мнение, будто «Платформа» предназначена для замены аналогичной продукции, которую сегодня делает Минский завод колесных тягачей. Данных о «Платформе» почти нет, но эксперты называют тему во многом революционной.

Ту-214Р (фото: минобороны РФ)

12. ЗАГЛЯНУТЬ К БЕСПОКОЙНОМУ СОСЕДУ

Наконец, в Сирии же отметился самолет комплексной разведки Ту-214Р. 15 февраля, взлетев с аэродрома КАЗа, он прибыл на используемый российской авиационной группировкой в Сирии аэродром Хмеймим... Два Ту-214Р построены по контракту минобороны с «Туполевым» и КАЗом от 29 ноября 2002 года. Головная машина совершила первый полет 24 декабря 2009-го и до сих пор проходит испытания. Второй борт, который и работал в Сирии, впервые взлетел в конце 2014-го и был передан военным год спустя. Эксперты отмечали, что, поскольку Турция сосредоточила на границе с Сирией значительную группировку сухопутных войск и ВВС, необходимо в режиме реального времени получать сведения о ее местонахождении, намерениях и т. д. Ту-214Р имеет для этого все необходимое оборудование, включая многоспектральный локатор бокового обзора, который позволяет вскрывать позиции войск на достаточно большую глубину на территории Турции.