Сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького спустили на воду фрегат проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама Фото: Тимур Латыпов

«ТРЕТЬЯ ПАРА БУДЕТ ЕЩЕ ЛУЧШЕ»

Сегодня на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» спустили на воду фрегат проекта «Гепард 3.9» для Социалистической Республики Вьетнам. В док-камере он занял место рядом со спущенным месяцем ранее собратом.

Напомним, проект «Гепард» стал первым экспортным успехом завода им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») в постсоветское время. В декабре 2006 года Рособоронэкспорт подписал контракт с Вьетнамом на строительство двух сторожевых кораблей проекта «Гепард-3.9». Финансирование контракта велось холдингом «Ак Барс» по агентскому соглашению с Рособоронэкспортом. 10 июля 2007-го был заложен первый корабль, а 28 ноября того же года — второй. Головной Dinh Tien Hoang введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011 года, второй — Lee Thay To — 22 августа 2011-го. Видимо, сторожевики вьетнамцам понравились. В сентябре 2013-го завод приступил к строительству еще двух «Гепардов 3.9» (контракт подписан в феврале того же года). Первый корабль отправят на испытания в августе 2016-го, второй — в ноябре. Вьетнам получит «Гепарды» в 2017 - 2018 годах.

Вьетнам может заказать еще пару «Гепардов 3.9». И сегодня эта тема прослеживалась прямо-таки красной нитью в речах выступавших на торжественной церемонии. «Мы подчеркиваем, что очень хотим сотрудничать и дальше», — сказал генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. «Мы с вами прошли еще только четверть пути, — отметил, имея в виду сегодняшний спуск, заместитель начальника департамента ВМФ АО «Рособоронэкспорт» Виктор Комаров. — Впереди — испытания, обучение экипажа, поставка во Вьетнам, гарантийное обслуживание, которое надо провести с честью». Но, очевидно, Комаров подразумевал и нечто иное. «Нам вместе по плечу выполнение любой задачи, — продолжил он. — Поэтому хочу заверить наших уважаемых гостей из Вьетнама, что мы готовы продолжать сотрудничество. У нас все для этого есть. Мы умеем работать, у нас есть потенциал. Хочу заверить, что третья пара будет еще лучше, еще мощнее».

Комиссар ВМС Социалистической Республики Вьетнам, вице-адмирал Динь За Тхат на церемонии спуска на воду второго фрегата проекта "Гепард 3.9" на "Зеленодольском заводе имени А.М. Горького" в Татарстане, предназначенного для Военно-морского флота Вьетнама Комиссар ВМС Вьетнама, вице-адмирал Динь За Тхат принимал работу зеленодольских судостроителей Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ВЬЕТНАМУ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ КОРАБЛИ С «КАЛИБРОМ»

Как сообщил «БИЗНЕС Online» заместитель гендиректора завода им. Горького Александр Карпов, вероятность заказа весьма высока. Того же мнения придерживается и генеральный директор ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (его специалисты спроектировали корабль) Виталий Волков. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он отметил, что, хотя никаких документов пока не подписано, вьетнамцы «хорошо воспринимают» посыл из Зеленодольска. Известно, что бюро уже представило им доработанный проект и он получил одобрение.

Но надо отметить, что зеленодольцам придется выдержать конкурентную борьбу. Хотя у Вьетнама и России давние наработанные связи по линии сотрудничества по военно-морской тематике (фрегаты, ракетные катера, подводные лодки), сегодня вьетнамцы предпочитают не зависеть от одного поставщика. Например, они заказали в Голландии четыре фрегата типа Sigma. Плюс несколько дней назад стало известно, что США отменили действовавшее несколько десятилетий эмбарго на поставки военной техники и оружия Вьетнаму.

Впрочем, у России есть козырь — ракетный комплекс «Калибр», работа которого была так успешно продемонстрирована во время сирийской кампании. «Вьетнаму очень хочется получить корабли с «Калибром», — говорит источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной отрасли, — и если третья пара будет, то с ним (сегодня на «Гепардах» установлен комплекс «Уран»)». Напомним, что у Вьетнама большие, доходящие временами едва ли не до конфронтации, разногласия с Китаем в вопросе освоения богатств Южно-Китайского моря. Так что у отработанного в производстве и освоенного вьетнамцами зеленодольского проекта есть все шансы на успех.

 Ренат Мистахов Ренат Мистахов: «Мы подчеркиваем, что очень хотим сотрудничать и дальше»

ЭКСТРЕННЫЙ ЗАКАЗ

Но, как говорится, не «Гепардами» едиными... На прошлой неделе, будучи в Петербурге на международном форуме «Морская индустрия России», Мистахов намекнул на новый оборонный заказ для предприятия: «У нас планируется закладка на День Военно-Морского Флота и еще одна — на День Республики Татарстан, 30 августа. Это будет новый тип кораблей, пока не буду раскрывать о нем тайну».

Вероятнее всего, речь идет о малых ракетных кораблях проекта 22800 «Каракурт» (вид паука). Два таких МРК в конце прошлого года заложили на петербургском заводе «Пелалла», но и завод им. Горького претендует на выполнение этого заказа. На зеленодольских стапелях «Каракурты» (проектировщик — питерское ЦМКБ «Алмаз») должны сменить МРК проекта 21631 «Буян-М». Напомним, три таких корабля служат на Каспии, два — на Черном море. Ведется строительство еще четырех таких МРК — «Вышний Волочек» (сдача — в 2017 году), «Орехово-Зуево», «Ингушетия» (оба — 2018-й), «Грайворон» (2019). Сегодня на церемонии «Вышний Волочек» можно было увидеть по соседству с «Гепардами».

По информации нашего источника, знакомого с программой «Каракурт», минобороны включило зеленодольский завод в программу, можно сказать, экстренной постройки этих остро нужных флоту кораблей.