. Все больше родителей отдают детей не в традиционную школу, а обучают их «по-семейному»
Фото: ©Виталий Белоусов, РИА «Новости»

«КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ХРОМАЕТ»

С новой тенденцией столкнулись педагоги Татарстана. Как заявила на одном из мартовских заседаний Госсовета РТ уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина, родители все чаще переводят детей на семейную форму обучения (СФО): «Число таких детей растет — уже 606 татарстанцев обучаются на дому. Но результаты проверок показывают: качество образования в таких случаях хромает». Проблема в республике поднята впервые, и, как пояснила в беседе с «БИЗНЕС Online» Удачина, всеобъемлющей статистики пока нет. Получается, число 606 — весьма условное, и наше последующее исследование это только подтвердило.

Для начала, что это вообще такое — семейная форма обучения (разрешено с 2012 года; не путать с домашней, когда ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья, и учителя занимаются с ним на дому)? Такие дети не учатся в школе, знания они получают тремя путями: 1) занимаясь с репетиторами либо с родителями;  2) посещая вольнослушателем обычную школу; 3) обучаясь в центре семейного образования.

Подобные «семейки» уже распространены в Москве и Санкт-Петербурге: родители объединяются и на базе местных развивающих центров организуют мини-школу с классами по 10–15 человек. Стоимость обучения — 10–20 тыс. рублей в месяц. Появились аналогичные школы и в Казани, и расценки в столице РТ схожие. Например, в одном из таких заведений – 10,5 тыс. в месяц, полный день – 15, 5 тыс., разовое посещение – 1,5 тыс. рублей в день. Впрочем, это минимум: есть заведения, где плата достигает 24 тыс. рублей в месяц. Индивидуальный график посещения рассчитывается отдельно. Есть скидки многодетным семьям, отдающим в школу более одного ребенка и оплачивающим обучение сразу за полгода-год.

Мини-школы не обязаны получать государственную лицензию на ведение образовательной деятельности. А вот обязательную ежегодную аттестацию ребенок проходит, прикрепляясь к какой-либо частной школе. Почему именно частной? Потому что только такие учебные заведения имеют право брать деньги за дистанционное обслуживание аттестации (сама она по закону бесплатна).

Гузель Удачина Гузель Удачина: «Уже 606 татарстанцев обучаются на дому. Но результаты проверок показывают: качество образования в таких случаях хромает» Фото: «БИЗНЕС Onlline»

«ПАЛОМНИЧЕСТВО» В ПИТЕР

Но почему обязательно дистанционное? Во-первых, потому что это удобно: возможность пройти аттестацию, сидя у домашнего компьютера, – одна из изюминок СФО. «Эта такая платная услуга, которая обеспечивает комфортную сдачу аттестации на условиях родителей, — рассказала „БИЗНЕС Online“ одна из родительниц, разработчик индивидуальных образовательных программ семейной школы „У-РА“ Екатерина Чжао. — Если в традиционном варианте дети ходят каждый день в школу и для них это нормально, то „семейники“ учатся совершенно в другой образовательной среде, поэтому обычная аттестация для них – стресс. Стоимость аттестации начальных классов – 9,5 тысяч рублей, для остальных – 12,5 тысяч».

Во-вторых, государственным школам явно неинтересно тратить силы на аттестацию детей, к ним не прикрепленных. Как пояснила «БИЗНЕС Online» заместитель управления образования Казани Светлана Захарова, при переходе на СФО ребенок отчисляется из общеобразовательной организации. Следовательно, она перестает получать деньги из бюджета на его образование. Занятно, что чиновники от образования в беседах с «БИЗНЕС Online» всячески уклонялись от ответа на вопрос, сколько школа получает за каждого ребенка. Ситуацию прояснила депутат Казанской городской Думы, директор татарской гимназии №2 Камария Хамидуллина: компенсация из бюджета на одного ученика рассчитывается для каждой школы индивидуально, но это примерно 25–32 тыс. рублей в год. Как бы то ни было, родители, которые переводят детей на СФО, жалуются на действия директоров школ: якобы те под различными предлогами препятствуют переводу.

В-третьих, как говорят в отрасли, татарстанские частные школы еще не дозрели до массового обслуживания «семейников», зато в Москве или Питере таких предложений немало. Удивительно, но точной статистики и по этому вопросу, похоже, нет. По словам Удачиной, недавно она чисто случайно узнала о том, что к одной из петербургских школ прикреплено 400 (!) татарстанских ребят, находящихся на СФО. Популярна у казанцев и Москва. Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор известной казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков, дети из РТ прикрепляются и к учебным заведениям Красноярска.

«БИЗНЕС Online» связался с Анной Меньшиковой, директором питерской «Частной школы ЦОДИВ» — той самой, куда «мигрировали» четыре сотни детей из Татарстана. Она затруднилась ответить на вопрос, почему такое паломничество из РТ именно в ее заведение: «Этот вопрос, наверно, следует задать самим родителям. Может быть, их устраивает невысокая цена наших услуг, может быть, прельщают именно дистанционные технологии, а может быть, и то, что наша школа, находясь в Санкт-Петербурге, реализует именно петербургский учебный план. У нас есть ученики почти со всех уголков России, а также из многих стран, это граждане, не желающие прерывать или прекращать российское образование».

Так сколько всего татарстанцев выбрали для своих детей СФО? В министерстве образования и науки РТ не смогли оперативно ответить на этот вопрос «БИЗНЕС Online». А в управлении образования Казани сообщили, что сегодня в столице РТ на СФО учатся 282 человека, из них 119 – в 1–4-х классах, 93 – в 5–9- и 70 — в 10–11-х классах.

«Надо начать с того, чтобы организовать четкий учет таких детей, — говорит Удачина. – Ведь сейчас мы не можем назвать точное количество детей, которые сдают аттестацию в других городах. Должны быть и жесткие регламенты того, как должен происходить переход на СФО». Первые шаги в этом направлении уже делаются. Как рассказал «БИЗНЕС  Online» начальник юридической группы управления образования Казани Олег Мачин, 30 марта было подписано постановление исполкома «О получении общего образования в формах семейного образования и самообразования на территории города Казани». В нем четко регламентируется механизм перехода на семейную форму обучения, сдача аттестации и механизм учета таких школьников.

. Государственным школам явно неинтересно тратить силы на аттестацию детей, к ним не прикрепленных
Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА И ПРЕДВЗЯТОГО МНЕНИЯ»

Родительское сообщество между тем разделилось: одни — ярые адепты семейного образования, другие категорически его не принимают. Что побуждает отцов и матерей изначально отдавать или переводить детей на СФО? Недовольство качеством традиционного образования, религиозные воззрения, график работы, увлеченность ребенка спортом. Четких данных опять же нет, тем более что законодательство не позволяет вторгаться в частную жизнь, и объяснять свои мотивы родитель не обязан. Но главный аргумент, конечно, максимально индивидуальный подход к ребенку.

Именно на этом сделали упор при собеседовании с родителями в одной из казанских семейных школ (вариант №3 в нашей классификации), которое инкогнито посетил корреспондент «БИЗНЕС  Online». Атмосфера там больше напоминает детский сад: в обед, например, можно поспать. На сайте школы перечисляется масса преимуществ СФО: возможность сдать промежуточную аттестацию, не выходя из дома; экономия времени на поездки в школу; сбережение нервов. Цитируем: «Отсутствие прямого контакта со школой, удобные сроки и комфортный режим сдачи аттестации позволит вам избежать стресса и головной боли».

«Преимущество семейного образования в первую очередь в том, что у ребенка есть выбор и он ставится во главу угла, — пояснила Чжао. — Например, если ребенок хочет изучать математику с помощью каких-либо интерактивных игр или с помощью видеоуроков, изучает ее именно так, а не по учебникам. Он делает уроки тогда, когда ему удобно. Учитывается индивидуальность ученика. У меня самой двое детей на СФО, и я считаю, что это самая лучшая форма обучения». Ей вторит сайт одной из таких школ: «Мы уверены, что ответственные родители дадут своим детям намного больше, чем федеральный минимум».

Какую форму образования предпочесть – очень личный вопрос, подчеркивает Меньшикова. «Попробую пересказать то, что слышала от наших родителей и предполагаю сама как человек, который  вот уже 37 лет связан со школой. От чего избавляет СФО? От заорганизованности ребенка, свойственной обычной школе; от огромного влияния (и не всегда позитивного) личности учителя; от навязываемого общения с одноклассниками. А что дает СФО? Экономию времени, „излишки“ которого можно направить на дополнительное образование; индивидуализацию образования, к примеру, особую расстановку приоритетов и индивидуальный  темп освоения образовательных программ, что подразумевает удобный учебный график. Дистанционную же аттестацию выгодно отличают полное отсутствие человеческого фактора и предвзятого мнения», — говорит она.

. Семейная форма организации освобождает ребенка от заорганизованности, свойственной обычной школе; от огромного влияния (и не всегда позитивного) личности учителя; от навязываемого общения с одноклассниками
Фото: ©Константин Чалабов, РИА «Новости»

«АТТЕСТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЛИПОВЫЕ!»

Но так ли все благостно на самом деле?

«Для спортсменов, творческих личностей, тех, кто обучается за границей, СФО – плюс, — отмечает Захарова. — А вот если родители выбирают для своего ребенка такую форму обучения просто по личным убеждениям, считая, что лучшее образование дадут ему вне школы, то могут возникнуть проблемы как с прохождением программного материала, так и с социализацией ребенка».

Расписания в «семейных» школах действительно выглядят впечатляюще. В нем есть такие предметы, как философская беседа, семьеведение, мужской разговор, женское счастье, мудроречие и сердцеведение. Но эксперты «БИЗНЕС Online», посмотрев программы СФО, в один голос усомнились в их соответствии нормам школьного обучения. Скорее всего, ревнители традиций в большинстве своем отрицательно относятся к переходу ученика на семейное образование потому, что по-человечески переживают за детей, ведь ребенок фактически остается бесконтрольным: неизвестно, сколько часов, с кем и каким образом он изучает школьную программу. «Сейчас школьнику, чтобы поступить в вуз, надо сдать три экзамена, и родитель задумывается: зачем моему ребенку, который сдает историю, каждый день ходить на физику? — обрисовал в беседе с „БИЗНЕС Online“ ситуацию директор Международной школы Казани Нияз Гафиятуллин. — Зачем ради трех предметов учить десять? В итоге дети либо не учатся, либо занимаются только по определенным предметам».

Категорическим противником СФО оказался Шмаков: «Огромное количество детей учатся пусть и при хороших школах, но совершенно липовым, нечестным образом. Семейное образование предполагает, что ребенок раз в четверть, раз в полгода или раз в год сдает аттестацию. Но как он в старших классах делает лабораторные работы по биологии, химии, физике?! Очень много детей прикреплено в Питере, но они ни разу там не были! Они отправляют контрольные работы, которые делают вместе с мамой, получают хорошую оценку и аттестат. Приучают детей к неправде! Есть школы, которые на этом зарабатывают деньги. Давайте откровенно говорить: наши дети редко делают все сами честно. И мне очень неприятно, что школы зарабатывают на семейном обучении. Считаю, что все аттестаты, полученные таким образом, липовые! Ко мне приходила девушка, которая как раз продвигает в Казани семейное образование, предлагала сотрудничать. Но я не хочу сотрудничать с людьми, которые занимаются фикцией образования».

Со Шмаковым абсолютно не согласна Меньшикова: «Ослабление надзора? Со стороны кого? Учителей? А нам кажется, что нет на свете людей более заинтересованных в качественном образовании для своих детей, чем их родители. Любая форма получения образования в итоге заканчивается прохождением государственной итоговой аттестации (общее название для ОГЭ и ЕГЭ – прим. ред.) исключительно в очной форме. Процедура единая со всеми учащимися, получающими образование, в том числе и в обычной форме в массовых школах. Результативность такая же разная, как и сами дети. От высоких баллов (более 85) до нижней планки допустимого порога. Так за чем, собственно, надо надзирать?»

Ответа на вопрос о том, сколько «семейников» провалили ЕГЭ, опять же не найти — такой статистики нет. Какой процент таких ребят удачно сдает экзамен в вуз, тоже неизвестно – учет не ведется, сообщили нам в КНИТУ-КАИ, КГЭУ и КФУ. В общем, сплошные белые пятна, которые нуждаются в заполнении.

. Государственная итоговая аттестация — процедура единая со всеми учащимися, получающими образование, в том числе и в обычной форме в массовых школах. Результативность такая же разная, как и сами дети
Фото: ©Евгений Епанчинцев, РИА «Новости»

«ТАМ ПЬЮТ, КУРЯТ, ЕСТЬ ДЕДОВЩИНА, КОЕ-ГДЕ ПРИСУТСТВУЮТ НАРКОТИКИ»

Вызывает вопросы и атмосфера таинственности вокруг СФО. По словам Удачиной, она направляла запрос в Петербург о казанских учениках, но ей пришел ответ, что персональные данные разглашать нельзя. «Хорошим мониторингом не позволяет заняться действующее законодательство», — констатирует она. Действительно, как говорят сами сторонники СФО, столь мягкого закона, как российский ФЗ «Об образовании», нет ни в одной стране. Просто в силу правовой безграмотности россияне не знают до конца свои права, позволяющие выбирать для ребенка разные формы обучения.

Меньшикова уверена: если власти не будут чинить препятствий, родители все чаще будут выбирать СФО. Характерную историю поведала «БИЗНЕС Online» одна из родительниц — Наталья Киндеревич, у которой сын-семиклассник посещает школу вольнослушателем. «В нашем случае плюс только один: мой ребенок говорит, что ходит в школу, где детей за людей считают. Отношения с преподавателями у него в прежней школе не сложились. Он очень активный человек, со своим мнением обо всем, ему было достаточно трудно подстраиваться под какие-то правила. Может быть, я в какое-то время упустила момент и не объяснила, что есть определенные правила и рамки, в которых надо уметь себя удерживать. Я всегда хотела воспитать думающего человека со своим собственным мнением. Но вот он в школе прослыл таким вольнодумцем, что ли... — говорит она. – По окончании 6-го класса я поняла, что он просто потерял интерес к учебе, придется нанимать репетиторов. И детей сейчас просто запугивают экзаменами! Не объясняют, а именно запугивают. Я заметила, что сын стал панически бояться всяческих экзаменов, стал неуверенным в себе. Выходом из этой ситуации как раз и стала семейная форма обучения».

«Я негативно отношусь к СФО — не видел в Казани ни одного хорошего примера, но надо признать: изъянов в школах немало, например, подготовка старшеклассников недостаточно гибкая, поэтому люди ищут других подходов в образовании», — признает Гафиятуллин. Даже ярый противник СФО Шмаков уверен, что интерес к СФО будет нарастать: «Это естественно. Дело в том, что традиционная школа переживает не лучшие времена. Если раньше в России в целом школы были примерно одинаковые (везде учили хорошо математику, из рук вон плохо — историю, потому что постоянно ее переписывали), то сегодня ситуация совсем другая: процентов 5 — элитных школ, остальные 95 процентов — это что-то страшное! Там пьют, курят, есть дедовщина, кое-где присутствуют наркотики. Причем это касается даже учебных заведений, которые еще недавно считались хорошими. Очень мало нормальных школ».