МИ-17В-5 ВСЕ БОЛЕЕ УТВЕРЖДАЮТСЯ В РОЛИ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО БЕСТСЕЛЛЕРА

Начало недели принесло приятную для Казанского вертолетного завода новость: Индия намерена приобрести в дополнение к ранее заказанным восьмидесяти Ми-17В-5 еще 59 аналогичных машин. Это было бы серьезным успехом и в обычное время, а уж в условиях, когда Индия «кинула» Россию в крупных истребительном и ударно-вертолетном тендерах и предъявляет претензии по разным областям военно-технического сотрудничества - это, несомненно, достижение. Причины успеха вертолета выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

НЕСМОТРЯ НА БЫЛЫЕ ЗАСЛУГИ

О 59 вертолетах нового заказа сообщила газета The Times of India. Высокопоставленный источник издания рассказал, что сумма контракта - примерно $1 млрд. (предыдущая сделка на 80 машин оценивается в $1,35 млрд.). Интересно, что новость пришла в разгар почти панических сообщений СМИ о том, что РФ теряет Индию, партнерство с которой недавно было объявлено привилегированным. Можно было бы предположить, что страсти нагнетаются перед декабрьским визитом в РФ премьер-министра Индии Манмохана Сингха, но факты говорят сами за себя.

В апреле российский МиГ-35 проиграл французскому Rafale и европейскому Eurofighter Typhoon рекордный по сумме ($10 млрд.) тендер на поставку Индии 126 средних истребителей. Как писали индийские СМИ, в ответ РФ отменила важные совместные учения. В ноябре российский Ми-28НЭ «Ночной охотник» проиграл американскому AH-64D Apache Longbow конкурс (сумма контракта - $600 млн.) на поставку в Индию ударных вертолетов. Как утверждает «Ъ», индийская сторона направила в посольство РФ в Дели письмо, выдержанное в жестких тонах, - в нем перечисляется 20 пунктов, по которым российский вертолет Ми-28 не отвечает требованиям индийской стороны. Индию страшно раздражает нескончаемая история переделываемого в России авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), который должен был поступить в ВМС Индии к 2008 году, но неизвестно, будет ли сдан и к концу 2012-го. В подвешенном состоянии находится проект создания транспортного самолета – Дели не устраивает, что к нему не допускают индийских инженеров и ученых. Технические проблемы возникли с поставленными Россией реактивными системами залпового огня «Смерч». Картину дополняет возможный срыв (из-за протестов местных жителей) совместного проекта строительства АЭС в Куданкуламе.

Словом, многие сходятся на том, что российско-индийское военно-техническое сотрудничество ждут новые времена, возможно, не лучшие для РФ, даже учитывая ее былые заслуги, в том числе, и вертолетные.

КУДА УХОДИЛА ПРИБЫЛЬ

Вертолеты советско-российского производства составляют 64% индийского вертолетного парка. По данным центра анализа мировой торговли оружием, в Индии эксплуатируются 297 таких машин. 229 из них - казанского производства: Ми-8Т (61), Ми-17 (94), Ми-8П (7), Ми-172 (5 гражданских и 6 двойного назначения), Ми-17-1В (56). Первые Ми-8 поступили на вооружение ВВС Индии в 1971 году, а Ми-17 - в 1985-м, и показали себя с лучшей стороны, в том числе, в боевой обстановке.

Новость о 59 вертолетах почти совпала с другой – о поставке первых двенадцати Ми-17В-5 из восьмидесяти, заказанных Индией в 2008 году. Как постоянно подчеркивает руководство КВЗ, эта машина кардинально отличается от тех, что раньше поставлялись в эту страну. По словам генерального директора КВЗ Вадима Лигая, индийские Ми-17В5 – «довольно сложный вертолет, по которому был проведен большой объемом опытно-конструкторских работ. На эти машины, например, устанавливается навигационно-пилотажный комплекс типа «стеклянная кабина».

Не так давно Лигай рассказывал газете «БИЗНЕС Online»: «Нередко, когда говорят об объемах нашего производства, почему-то подразумевают, что мы как выпускали сорок лет Ми-8, так и продолжаем его штамповать под другим названием. Но по технологической и конструктивной сложности выпускавшиеся в СССР вертолеты намного ниже нынешних - совершенно разные машины!.. Чтобы выжить, надо было как можно быстрее модернизировать вертолеты. И основную массу зарабатывавшихся денег мы тратили на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Ми-17В-5 резко отличается и по начинке, и по внешнему виду от классического Ми-8. Благодаря этим вложениям, мы имеем то, что имеем. Вертолет конкурентоспособен, имеет свой рынок, его покупают».

По открытым источникам известно, что среди недавних покупателей Ми-17В-5 – Судан (9 машин), Индонезия (12 и, предположительно, еще 6), Тайвань (3), Египет (24), Венесуэла (40). И, конечно, 21 вертолет, заказанный американцами для ВВС Афганистана. Девять фюзеляжей уже сданы заказчику. Американцы заказали вертолеты в российской комплектации, но потребовали установить двенадцать приборов производства своей компании Honeywell (интересно, что весной 2010 года она открыла офис в Казани).

ИНДИЯ ВСЕ ЧАЩЕ ВЫБИРАЕТ ЗАПАДНОЕ

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора КВЗ по внешнеэкономическим связям Валерий Пашко, может быть, казанские вертолеты с виду и неказисты по сравнению с машинами зарубежных конкурентов, но они эффективны. Американские военные, по словам топ-менеджера, говорили ему: «Наши ребята в Афганистане пропали бы без ваших вертолетов!». США используют в Афганистане бэушные Ми-17. А на протесты американской общественности генерал ВВС США Майкл Боера ответил: «Нам придется пережить то, что вертолет - российский. Он хорошо работает в Афганистане».

«Ми-17 не зря называют бестселлером отечественного вертолетостроения, - говорит Пашко. - Такая популярность объясняется, прежде всего, соотношением цены и качества».

Первый момент: Ми-17 дешевле зарубежных аналогов. Да, по навороченности он уступает зарубежным аналогам, но не проигрывает им в эффективности. Второй момент: летный и технический состав ВВС разных стран за годы приучен к российской технике. Третий: Ми-17 обладают некоторыми уникальными характеристиками.

«High/hot–характеристики Ми-17 уникальны - эти машины отлично показывают себя в высокогорных и экстремальных температурных условиях», - заверил Пашко и отметил, что идея модернизации Ми-8 принадлежит именно КВЗ, конструкторское бюро завода внесло значительный вклад в создание Ми-17В-5.

Собственно, такая расторопность – один из козырей КВЗ в условиях новых отношений с Индией, своим главным покупателем. Ведь эксперты объясняют поражения РФ в упомянутых тендерах не только техническими причинами, но и стремлением Индии разнообразить источники поступления оружия, то есть не зависеть на 80% от поставок из России. Военный бюджет этой страны все растет (объем программы обновления парка вооружения и военной техники определен в $200 млрд.), и как отмечают специалисты центра анализа стратегий и технологий, по мере роста финансовых возможностей индийцы все чаще делают выбор в пользу более сложных американских, британских, французских, итальянских, израильских систем вооружений. И в этих условиях, чтобы сохранить позиции на индийском рынке, КВЗ придется проявить недюжинное мастерство.