Виктор Ермоленко – генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН»:
- Знаю, что есть такие статьи, но их почти не смотрю… Что касается авиастроения в Татарстане, то, думаю, возрождать его, в любом случае, не поздно... Главная проблема у нас в том, что капитализм сейчас – феодальный. Никто не ставит специалистов во главе предприятий, а ставят родственников. В этом проблема. А если ставить на людей знающих (а такие везде и всегда обязательно есть), то, думаю, все поднять и сделать можно. И надо задачу правильно сформулировать. Поэтому просто надо ставить на нужных людей… Считаю, что надо и проекты по силам выбирать. Словом, задача такая, не шаговая, и все компоненты надо планировать. Если это будет сделано, отрасль будет развиваться.
Яков Геллер – генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»:
– За публикациями Путина слежу. Премьер-министр великой страны должен часто общаться с населением в режиме диалога, это правильно. Чего не нашел в статье, пока не знаю, с карандашом не читал. А вот что нашел в статье: Путин поддержал нашу инициативу публичного обсуждения крупных закупок.
26 января на сайте 223.agzrt.ru мы разместили извещение о публичном обсуждении закупок минздрава Татарстана о приобретении ангиографов. Вот и Путин в своей статье сказал: давайте сделаем, как сделали минздрав и агентство по госзакупкам Татарстана, - по каждому заказу стоимостью свыше 1 миллиарда рублей проводить обсуждение.
Если говорить о закупках в 1 миллиард рублей у нас в республике – я наизусть не помню таких заказов. Для нашей республики это большие деньги, поэтому мы предлагаем на обсуждение наиболее неоднозначные закупки. Конечно, это будет эффективно, потому что мало того, что мы все публикуем на сайте, публикуем в ЭТИСе, но и сделали публичное обсуждение – отдельный раздел. По поводу откатов: я считаю, что откат можно ликвидировать только анонимным, равнодоступным электронным аукционом – только так. Задача обеспечить равнодоступность – это наша главная задача, то есть задания не должны быть «заточены» под конкретного исполнителя.
Фоат Комаров - глава холдинга «СМП-Нефтегаз» (Альметьевск):
– Я особо не читаю программу Путина. Что касается его медийности: он сегодня вышел как трибун, как оратор – это предвыборная работа, и она предполагает такую активность.
Про откаты и коррупцию, считаю, это вообще некорректная постановка вопроса. Кто создал коррупцию, откаты? У Путина, как у председателя правительства, к тому же подполковника ФСБ, проблем здесь и быть не должно: отдал команду посадить, «расстрелять» - какие проблемы?
По привлечению международных экспертов – вот это как раз, на мой взгляд, и есть типичный откат. Вместо того чтобы строить дороги, опять будут выделять деньги теперь уже на экспертов. Зачем нам нужны эксперты, что, у нас дураки все в России? Я все время удивляюсь, когда говорят: «Вот придут «западники» и все вопросы решат». Почему считается, что «западники» будут обеспечивать лучшую жизнь россиянам? Да они нам ни копейки денег не дадут, у них своих проблем достаточно. У нас есть люди грамотные, есть технологии. Просто нужно ставить задачи, нужны планы: построить 100, тысячу или пять тысяч километров дорог. Ставится задание: не выполнил план – лишился должности, если украл – посадили. Считаю, что все время идет декларирование, но нет реального исполнения. И у всех тех, кто пишет Путину такие вещи, у них не забота о стране, а задача, как из этой программы еще настричь денег. Это программа ради программы.
Николай Абруков – и.о. ректора КНИТУ-КАИ:
- Да, слежу за публикациями премьера, считаю, что такая его активность правильна… Авиастроение – абсолютно правильный приоритет. Сегодня одним из основных направлений развития нашего университета видим авиастроение, это прописано в программе стратегического развития. Если бы мы не верили в российское авиастроение, мы бы им не занимались. Есть школы, есть традиции, есть профессорско-преподавательский состав – это однозначно. Возрождение должно быть комплексным мероприятием – и пропаганда, и обучение кадров, и тысячи других вещей… И потом, вы говорите о «возрождении», но ведь сегодня нет четкой формулировки, что российский авиапром умер. Он есть, он работает, но не в тех темпах, что были раньше. Вертолетостроение развивается, КАПО получает заказы. Нет, авиастроение ни в коем случае не умерло.
Павел Сигал - вице-президент «ОПОРЫ России:
- Путин абсолютно прав, когда говорит, что не надо пересматривать итоги приватизации 90-х годов. При всех издержках и недостатках той приватизации отбирать сегодня собственность - это значит окончательно разрушить экономику. У нас и так промышленность чуть ли не на ладан дышит. Я прочитал в одной статье потрясающую вещь: количество предприятий, которые были в СССР, сейчас сократилось в 50 раз. Меня эта цифра просто убила! Моя большая сеть позволяет мне анализировать ситуацию во многих городах и регионах, и везде сотни, тысячи предприятий исчезли или стали совсем крохотными. И если сейчас начинать кого-то раскулачивать, что-то национализировать…
Более того, Путин гордится госкорпорациями. Насколько мне известно, 60 - 65 процентов всей экономики у нас - государственная. В России типичный госкапитализм. Но чиновники от бизнеса, которые управляют госкомпаниями, все-таки менее эффективны, чем частники, - это аксиома. Еще и поэтому новая национализация будет неэффективной.
Кроме того, не надо забывать, что помимо олигархов в 90-е годы возникли десятки и сотни тысяч малых и средних предприятий, которые получили разными путями куски какой-то собственности. Пишут обычно про полсотни олигархов, но на самом деле частными стали сотни тысяч предприятий. И если начнется раскулачивание, оно обязательно ударит и по ним.
Теперь что касается делового климата, который премьер в своей статье назвал неудовлетворительным. Это связано не только с коррупцией, хотя она стала в России чудовищной проблемой, которая душит все и вся. Однако корни этой коррупции связаны как раз с госкапитализмом. Самые большие откаты, самая большая коррупция - в госкорпорациях. Мои компании с ними не работают, но у меня есть масса коллег, они рассказывают страшные вещи о завышении затрат, цен, заказов - в разы…
Еще причины неблагоприятного делового климата - незащищенность собственности и неэффективность судебной системы. К сожалению, судебная система у нас сегодня одна из самых коррупционно емких. В мире не придумано никаких других способов борьбы с коррупцией, с воровством, кроме контроля со стороны общества. В средние века, когда публично наказывали воров, было самое золотое время для других воров, которые промышляли в толпе. Это классика. Наказание, даже самое жесткое и жестокое, конечно, нужно, но… В Китае ежегодно расстреливают сотни и тысячи людей за коррупцию, но коррупция там чудовищная. А почему в Северной Европе, в Новой Зеландии, в Австралии коррупция значительно меньше? Потому что там создана система контроля со стороны прессы, со стороны общественных организаций, со стороны конкурирующих партий. За каждым чиновником, предпринимателем следят сотни глаз - журналистов, конкурентов из других партий, конкурентов из других компаний… Плюс действует независимый суд, который выносит решения по каждому факту, а не только по стрелочникам. Так что экономическую коррупцию невозможно победить без демократизации, без системы политического и общественного контроля.
Альмир Салахов - заслуженный строитель РТ, кандидат технических наук:
- С тезисами статьи Путина о ситуации в строительстве согласен. На мой взгляд, преображение стройкомплекса должно идти через развитие современной промышленности строительных материалов. То есть среди приоритетов должно стать перевооружение стройиндустрии. Второй приоритет - внедрение современных материалов. Особенно мне близка тема композитных неметаллических материалов, прозвучавшая в статье. Но сегодня зачастую за инновации выдают технологии, которые пытались внедрять лет сорок назад и которые с треском провалились.
Тема управления - это отдельная тема для разговора. Сегодня государство напрямую не участвует в управлении стройкомплексом, но оно должно давать вектор развития, обозначать приоритет. Понятно, что в строительстве много сопутствующих вещей, имеются в виду коррупционные механизмы, от которых следует очиститься. Но самое главное сегодня - вернуть уважение профессии строителя. Строитель должен восприниматься как созидатель.
Азат Хаким – председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:
- Публицистические обращения премьера – это нормально: идет предвыборная агитация, это его предвыборная платформа. Видимо, события последнего времени заставили Путина двигаться активнее. Он-то, наверное, думал, что власть сама собой упадет ему в руки, но нет - приходится доказывать, власть требуется удерживать.
Приоритетом в Татарстане авиапром сделать, думаю, невозможно. Приоритет у нас - нефтехимия. И менять такое положение вещей смысла нет – нефтехимия очень сильно развита. А вот одним из приоритетов авиастроение сделать надо, учитывая то, что вертолетный завод у нас активно работающий, еще остались специалисты на КАПО, и самое главное, есть, где специалистов готовить… Но мы довели авиапром до такого состояния, что изобретать велосипед сейчас никакого смысла нет. Надо сделать как китайцы. Какой-то тип взять за основу, сделать на базе этого типа отверточную сборку с условием, что через какое-то количество лет 50 процентов самолета должны изготавливаться здесь. Поэтапно протащить сюда технологии, обучить людей, создать школу, а уж потом говорить о чем-то своем. Да, да, школы надо создавать заново – то, что было, растеряли безвозвратно.
Ильдус Янышев – председатель совета директоров группы предприятий безопасности «КОНТР:
- К третьей статье Владимира Путина могу добавить вот что. Чтобы улучшить деловой климат в стране и победить системную коррупцию, надо, прежде всего, сократить контролирующие органы и чиновников - раза в два, минимум. Провести ревизию, аудит всех подзаконных нормативных актов, которые вводят драконовские нормы, - в области санитарии, противопожарной защиты, защиты информации… Их сегодня множество, а надо оставить самый необходимый минимум…
У нас в стране почему-то любое ЧП - будь то пожар в «Хромой лошади», будь то трагедия с «Булгарией» - к сожалению, кормит чиновников. После ЧП появляются сотни ужесточений, возникают новые бюрократические органы, пишутся новые инструкции, которые ухудшают и без того тяжелое положение бизнеса дополнительными требованиями, нагрузками, например, по укрепленности объекта и тому подобное.
Поэтому надо сократить количество контрольных функций чиновников и реагировать на ЧП все-таки конструктивно. Пока же у нас любой пожар воспринимается как повод для создания тысячи новых инструкций. А если, как я сказал, резко сократить число чиновников, они будут меньше плодить подобных бумаг. Это одна из главных мер, которая помогла бы в России улучшить деловой климат.
Александр Дембич - завкафедрой градостроительства КГАСУ:
- Что нужно для развития агломераций? Все просто. Вокруг городов надо создавать инженерно-дорожную инфраструктуру, и все само заработает. Вообще, про агломерацию в России активно говорили несколько лет назад. А до этого ни в царской России, ни в Советском Союзе тема агломераций никогда не разрабатывалась. Глава Госгражданстроя Баранов даже увольнял людей за использование только одного слова «агломерация».
С 2006 года российские ученые начали разработку этой темы. Появились генпланы агломераций в Иркутске, Красноярске, Ростове-на-Дону. Что касается Казани, то в 2002 году мы начали разработку генплана Казани и агломераций, но тогда нас ограничили только городскими границами.
Что касается владельцев земель вокруг городов, то думаю, что они в первую очередь и заинтересованы в развитии пригородных территорий. Это же напрямую повышает капитализацию их участков.
Рустам Юнусов - директор строительной компании «ФаРус»:
- С одной стороны, сказать, что татарстанский стройкомплекс остался в прошлом веке, язык не поворачивается. Сегодня республика - один из лидеров в строительстве. Это неоспоримо.
Если же говорить, как улучшить работу, то не ошибусь, если скажу, что строительный бизнес - один из самых контролируемых бизнесов. Столько контролеров, столько нормативных документов. Куча документов, круглые, квадратные, треугольные печати. И при этом никто и не за что не отвечает. Отсюда вытекает и коррупция, когда появляются помощники, которые помогут собрать все справки.
Поэтому, с одной стороны, нужно снизить степень бюрократизации процесса строительства, а с другой стороны, пересмотреть нормативные документы. Ведь чиновники из-за отсутствия новых норм вынуждены руководствоваться документами 80-х годов прошлого века.
Ахмат Кутдусов - фермер с 20-летним стажем (Высокогорский район):
- Я считаю, что наша Россия должна быть самой мощной аграрной страной. Чтобы мы не оружием славились, а сельхозпродукцией. Так что слова Путина про аграрную безопасность, способность России себя прокормить полностью поддерживаю.
Не только у нас, но и в развитых странах - а я был в Америке, в Германии, в Турции - везде государство поддерживает сельское хозяйство. Это тем более надо делать в Татарстане. У нас зона рискованного земледелия, бывает мороз до 40 градусов, бывает засуха. Вообще непредсказуемая погода. И труд на селе в таких условиях - адский труд. Поэтому тут без государственной помощи никак нельзя. Но у нас пока на поддержку села выделяется очень малый процент от ВВП - даже в Белоруссии, в Казахстане больше, чем у нас в России. Поэтому хотелось бы, чтобы власти лучше относились - и не только к фермерам, ко всем сельхозтоваропроизводителям. Потому что мы все в одинаковых условиях, одну и ту же работу выполняем.
Надежда Борисова - директор Казанского филиала HeadHunter:
- Резко, в течение нескольких ближайших лет повысить производительность труда вряд ли удастся, лично я считаю, что это невозможно. Нельзя одним законопроектом или программной статьей решить этот вопрос. Это комплексная проблема, для решения которой необходимо много реформ в разных областях, начиная с образования и заканчивая управлением инновациями. Но в перспективе за 10 - 15 лет это реально выполнимая задача. Разрыв в производительности труда с экономически развитыми странами, на мой взгляд, можно преодолеть за счет новых технологий и качественного улучшения подготовки инженерных и рабочих кадров. Ну и, конечно, не обойтись без инвестиций.
За публикациями Путина я слежу и оцениваю его такую «медийную» активность как часть программы подготовки к выборам. А услышать от премьера хотелось бы конкретные предложения и решения. Проблемы, о которых в своих статьях говорит Путин, известны уже несколько лет, а вот свежих идей как не было, так и нет.
Хафиз Миргалимов - первый секретарь рескома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ:
- В своей третьей статье Владимир Путин соглашается с тем, что приватизация 1990-х годов была нечестной, но пишет, что отъем собственности сейчас привел бы к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы. Категорически с этим не согласен! Это блеф! Что, Гусинский улетел - собственность разве взял с собой? «Национализировали» ее в кавычках. Березовский улетел в Лондон - что, он с собой свою собственность взял? Ходорковского посадили - его собственность распределили между собой…
Поэтому - какой всплеск безработицы? Какой паралич экономики? Какая «война» в кавычках? Это блеф! Путин боится своего окружения. Но хотим мы или не хотим, с Путиным или без Путина - без национализации базовых отраслей экономики нам не обойтись, никуда от этого не деться. Бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер своей железной рукой национализировала английские угольные шахты. И что, там власть из-за этого сменилась? Строй сменился? В Китае основные богатства страны - в руках народного правительства, что, там война из-за этого идет? Нечего пугать дестабилизацией. Вот уже 20 лет дестабилизируют нашу экономику, нашу промышленность, наше сельское хозяйство… Костлявая рука голода и холода, безработица - все это есть уже и сейчас. Если мы проведем национализацию, никаких потрясений в стране не будет. Поэтому мы, коммунисты, категорически не согласны с Путиным, что национализация не нужна и опасна. Такие заявления - это просто трюк перед выборами.
Мурат Сиразин - глава семейной фермы (Шеланга, Верхнеуслонский район):
- Я, как сторонник Владимира Путина, внимательно слежу за его выступлениями и публикациями. После того как прочитал третью его программную статью, дал бы ему очень простой совет. Вот что такое сегодня сельское хозяйство? Это один мужик ходит с сошкой, а семеро ходят с ложкой. А президент страны, правительство и России, и Татарстана делают все, чтобы создать лучшие условия тем, кто ходит именно с ложкой… и с папочкой. То есть тем, кто проверяет, организует, поставляет и прочее, и прочее… А нужно, чтобы было хорошо тому мужику, который сегодня производит продукцию. И это не агрохолдинги, и не коллективные крупные хозяйства, а именно мелкие и средние фермерские хозяйства. Почему? Потому что не будет крестьянина - и не будет тогда деревни, села, не будет экологически чистой продукции.
И еще. Нужно думать о том, чтобы в страну не поступала плохая, дешевая продукция из-за границы. А если она все-таки поступает, нужно объяснять людям, что эту продукцию есть нельзя. Как и ту, которая производится по таким же западным технологиям в нашей стране. Это геноцид нашего народа - потребление плохой воды и плохих продуктов…
А когда будет хорошо мужику с сошкой, тогда будет хорошо и Татарстану, и России. И я даже могу сказать очень громко - и миру тоже. Потому что сегодня во всей Европе уже давно все отравлено, все земли. А Россия - это шестая часть суши. И если все правильно организовать, как это было при Столыпине, наша страна будет кормить эко-продукцией весь мир. Мы это можем!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.