ЧТО МОЖНО, И ЧТО НЕЛЬЗЯ
Как следует из присланных в Казань документов FIFA, для создания плаката необходимо организовать закрытый конкурс, который исключит дизайнеров-любителей. Причем, его участники должны согласиться на то, что все права на плакат переходят к FIFA.
В рекомендациях по разработке дизайна нет ничего экстраординарного. Плакат (размер - 594 на 761 мм), подчеркивая своеобразие Казани, должен: содержать стилизованную и уникальную графическую интерпретацию темы футбола в городе-организаторе; отражать то, что ЧМ - крупнейший футбольный форум планеты; продвигать атмосферу праздника; демонстрировать вовлеченность в проведение турнира; информировать широкую общественность о проведении ЧМ. Работа должна легко воспроизводиться и «читаться» в любом масштабировании - от иллюстраций к журнальным статьям до плакатов на зданиях, а также без проблем воспроизводиться на различных носителях. Поэтому исключается дизайн, предполагающий использование текстур или трехмерных технологий.
Оговариваются и запреты. Нельзя использовать связанные с Казанью знаки - такие как герб города, логотипы стадиона, клубные логотипы. Табу - государственные эмблемы, флаги и эмблемы любых межправительственных организаций, знаки и логотипы коммерческих, религиозных, политических, национальных ассоциаций, компаний, занимающихся производством или реализацией спортивных товаров. Не могут быть использованы изображения знаменитых людей, стадионов, зданий. Плакат не должен содержать текст, поскольку будет демонстрироваться людям, говорящим на разных языках.
ДО 27 СЕНТЯБРЯ ПЛАКАТ – БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ
Родились такие плакаты на ЧМ-1998 во Франции. А в 2006 году города-организаторы (Германия) впервые получили от FIFA и местного оргкомитета предложение специально разработать собственный дизайн плакатов. С тех пор они стали маркетинговым инструментом для повышения интереса к ЧМ, «создания праздничной атмосферы вокруг предстоящего соревнования и формирования ожиданий общественности в отношении будущих мероприятий».
Впрочем, роль плакатов и кто, что может с ними делать, прописаны довольно четко. Города-организаторы могут воспроизводить свои собственные плакаты и использовать их для популяризации города и для его украшения – вешать на зданиях, раздавать в качестве призов или на безвозмездной основе. При этом плакаты должны использоваться исключительно в целях продвижения - продавать их или «осуществлять иные коммерческие права в отношении плакатов» нельзя – для этого должна использоваться коммерческая версия плаката. На зато FIFA разрешила производить и продавать плакаты и другую продукцию с их дизайном в торговых точках, принадлежащих городам-организаторам или управляемых ими (мэрии и иные общественные учреждения, городские музеи).
Предъявить плакаты народу обещают во время объявления городов-организаторов, предположительно, это будет 27 сентября этого года. До этого информация о плакате-победителе конфиденциальна. Несанкционированная публикация может привести к замене плаката.
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась с просьбой прокомментировать эту информацию в российский оргкомитет ЧМ-2018. Нам сообщили, что требования к плакатам были обнародованы 21 - 22 марта в Москве на установочном семинаре для представителей 13 городов-организаторов - Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Саранска, Волгограда, Самары, Екатеринбурга. Вместе с тем, еще не ясно, будут ли изменения в составе городов-организаторов. «Вполне возможно, что он сократится, - рассказали «БИЗНЕС Online» в оргкомитете, - но Казани это вряд ли коснется. Такой вывод можно сделать из того, что председатель оргкомитета чемпионата, министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко заявил, что матчи чемпионата Кубка конфедераций, который предшествует чемпионату мира, состоятся в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи».
Казанский оргкомитет ЧМ-2018 находится в стадии формирования, об этом «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель генерального директора АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады-2013 в г. Казани» Игорь Сивов. Он подтвердил, что задание на разработку плакатов получено, процедура началась, а более конкретно сказать о конкурсе можно будет несколько позже, в течение будущей недели.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ ОТРАЗИТЬ КАЗАНЬ»
Более подробную информацию удалось получить у директора казанской дизайн-студии «Айбат» Андрея Насекина:
- Дней десять назад ко мне обратился одни из моих заказчиков из другого города – надо разработать плакат чемпионата мира. Я удивился, что в Казани до сих пор никакого движения нет. Но буквально на следующий день выяснилось, что работа началась и у нас. Ее поручили компании «Лориен Имидж», которая занимается дизайном для универсиады. Ее руководство уже обратилось ко мне - как к дизайнеру и любителю футбола. Сейчас мы вместе организуем конкурс. Составили список из примерно 15 дизайнеров и дизайнерских студий, обзваниваем их и предлагаем участвовать в конкурсе. Реакция разная: кто-то сразу соглашается, кто-то – занят другими заказами. Поскольку это плакат Казани, то мы рассматривали только казанских профессионалов. Срок определили до 10 мая, а 15 мая предварительный макет должен быть предоставлен FIFA. Будет 15 - 20 версий. После отбора на дизайнерскую, юридическую чистоту и по прочим параметрам FIFA представят два плаката, а выбран будет один (если необходимо, дадут месяц на его доработку).
Посмотрели плакаты предыдущих чемпионатов – ничего особо выдающегося. Многие довольно схематичны – никаких атрибутов места, только мячик летящий и все. Возможно, потому, что условия достаточно жесткие. Нельзя использовать какие-либо символы, настоящие изображения стадионов, узнаваемых людей. Например, когда в ЮАР делали такие же плакаты, один срезали - из-за того, что на нем был силуэт, напоминающий Нельсона Манделу. А нам бы хотелось отразить Казань - она же продвигает себя на международной арене, поэтому надо, чтобы казанская тема прозвучала. По крайней мере, перед собой задачу ставлю именно так… И хотел бы отметить, насколько тщательно FIFA подошло к вопросу, как грамотно подготовлены условия. Вознаграждение за победу? Скажу так: достаточно серьезная сумма.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.