Сегодня мы воспринимаем автозавод в Набережных Челнах как нечто само собой разумеющееся, но в конце 60-х его появление в Татарии было под вопросом. У идеи были могущественные противники в правительстве Советского Союза. Свой «вклад» внес и… министр обороны США. Что за демарш совершил уставший от неопределенности Фикрят Табеев, о чем ЦРУ докладывало Ричарду Никсону в связи с Камским проектом, почему к стройке не стали привлекать заключенных и какую известную песню хотели сделать гимном Набережных Челнов, в день 55-летия КАМАЗа вспоминает «БИЗНЕС Online».
Фикрят Табеев (слева) сумел затащить строительство автозавода «КАМАЗ» в ТАССР благодаря тому, что выиграл в домино у Леонида Брежнева. Это, конечно, байка, но разговор под домино действительно был…
Два года ожидания
КАМАЗ мог бы быть на два года старше. Дату создания автогиганта предлагали сместить на осень 1967 года. Основания: 16 ноября 1967-го было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности»; 19 ноября — приказ «О строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности и о начале строительства в 1970 году комплекса заводов по производству 150 тысяч штук в год трехосных дизельных автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей».
Завод могли построить в другом месте. Рассматривались десятки вариантов размещения. Для этого 24 октября 1967 года сформировали специальную комиссию. В итоге претендентов осталось два. Главным конкурентом ТАССР был Красноярский край и конкретно рабочий поселок Означенное.
Банк НОВИКОМ поздравляет КАМАЗ с 55-летием
Кто в Москве был за Татарию, а кто — против. Татарский вариант поддерживали министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов, директор ЗиЛа Павел Бородин, директор института Гипроавтопром Юрий Залесский, завотделом машиностроения ЦК КПСС Василий Фролов. Сибирский — председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и председатель Госплана Николай Байбаков.
Китайская угроза как аргумент. По одной из легенд, которых вокруг КАМАЗа бесчисленно, первый секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев сумел затащить проект в ТАССР благодаря тому, что выиграл в домино у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Это, конечно, байка, но разговор под домино у Табеева с Брежневым действительно был, когда в декабре 1968 года они вместе ехали в поезде на торжества в связи с 50-летием Белорусской ССР. Табеев вспоминал: «Я улучил момент и как бы между прочим говорю: „Леонид Ильич, вы хотите на границе с Китаем создать крупный автомобилестроительный цикл. А если они его захватят? Вы хотите китайцам завод подарить?“ Брежнев задумался, но ничего не сказал». Через два месяца грянули события на Даманском.
В ногу с лидером: как КАМАЗ создает машины будущего при поддержке НОВИКОМа
Реклама. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
Объективные факторы в пользу ТАССР. Географическое положение (пересечение разного вида транспортных путей, наличие рядом промышленных центров) более мягкие, нежели в Сибири, климатические условия, низкая стоимость местных строительных материалов, отсутствие необходимости платить зональную надбавку к зарплате. А еще — наличие Камгэсэнергостроя, который к тому времени уже набрался опыта в большом строительстве.
О роли личностей. Как вспоминал тогдашний председатель Совмина ТАССР Гумер Усманов, сыграло и то, что в республике «выросли стратегически мыслящие кадры». Здесь вспомним первого секретаря челнинского горкома КПСС Раиса Беляева, директора Камгэсэнергостроя Евгения Батенчука (Батю), заведующего промышленно-транспортным отделом Татарского обкома КПСС Василия Дергунова, секретаря парткома КАМАЗа, а впоследствии завотделом оборонной промышленности обкома Аркадия Родыгина.
Закладка символического камня, по сути, была авантюрой, но принесла свои положительные плоды
Демарш Табеева. Знаменитая закладка 18 июля 1969 года символического камня с надписью «Здесь будет построен Камский автомобильный батыр. 1969–1974 гг.» стала, по сути, авантюрой — решения о месте строительства еще не было. Табеев пошел ва-банк, и его поддержали присутствием на акции Тарасов, министр энергетики и электрификации СССР Петр Непорожний, Фролов. На состоявшемся вскоре заседании Политбюро Михаил Суслов, которого называли серым кардиналом при Брежневе, велел Тарасову объясниться. «Мы выбирали двадцать возможных мест по стране, и такие же фотографии можем представить вам с каждого из них», — слукавил тот. Вердикт Суслова: «Пожалуй, можно одобрить».
Исторический документ. 14 августа 1969 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о том, что местом для строительства автозавода выбраны Набережные Челны. 26 сентября комплекс получил название Камский автомобильный завод.
Строительная площадка КАМАЗа составляла 56 кв. км, еще 44 кв. км отвели под новый город
Самый молодой город Союза
День рождения КАМАЗа. Этой датой считается 13 декабря 1969 года, когда машинист Михаил Носков вынул первый ковш грунта на площадке первого объекта — базы стройиндустрии.
Всесоюзная кооперация. К проектным работам привлекли 106 институтов и других организаций 23 министерств и ведомств страны. Строительство вели 18 генподрядных управлений. В оснащении КАМАЗа оборудованием участвовали 2 тыс. предприятий из 500 городов СССР.
Днем рождения КАМАЗа считается 13 декабря 1969 года, когда машинист Михаил Носков вынул первый ковш грунта
С советским размахом. Строительная площадка КАМАЗа составляла 56 кв. км, еще 44 кв. км отвели под новый город. Со спутника американцы впервые засняли стройку в августе 1970 года. В отчете (рассекречен в начале 2000-х) аналитики ЦРУ отметили, что площадь предприятия на 50% больше округа Арлингтон.
В чистом поле и полный цикл. Для полноты картины важно понимать, что, во-первых, завод возводили в чистом поле, а во-вторых, создавали мощности со всеми технологическими переделами, обеспечивающими не сборку из поставляемых узлов и деталей, а выпуск всех агрегатов и самой машины.
НРА подтвердило высокий уровень кредитного рейтинга НОВИКОМа
Реклама. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
Всесоюзное лобби. Табеев сумел добиться неординарных решений на союзном уровне. Так, впервые в мирное время Политбюро ЦК КПСС назначило из своего состава ответственного за возведение завода, им стал секретарь ЦК Андрей Кириленко. Табеев же инициировал решения, по которым в каждом министерстве тема КАМАЗа получила первостепенный приоритет, у союзных министров появились специальные заместители.
Завод возводили в чистом поле
Чтобы не терять ни минуты. В январе 1970 года правительство СССР разрешило возводить объекты КАМАЗа, не дожидаясь разработки и утверждения технического проекта и смет. Также применили метод поточного строительства корпусов и одновременного ввода мощностей. То есть, когда в одном конце корпуса еще бурили скважины для свай, в другом уже работали. Итог — выпуск 900 большегрузов еще до подписания акта о приемке первой очереди КАМАЗа 29 декабря 1976 года.
Говорим: «КАМАЗ», — подразумеваем Набережные Челны, и наоборот. Первая группа строителей приехала в город 1 ноября 1969 года. К 1974-му его население выросло с 27 тыс. до 200 тыс. человек.
На стройке трудились рабочие и специалисты 70 национальностей
Самый молодой город Союза. Средний возраст жителя Набережных Челнов в это время колебался между 22 и 25 годами. Последовал бурный рост рождаемости. В 1970–1977 годах там наблюдался самый высокий в стране темп прироста населения.
Школьный рекорд. Число первых классов в местных школах доходило до 17. На строительстве одной из школ установили рекорд скорости — под крышу ее возвели за 48 часов. Со строительством КАМАЗа Челны стали и образовательным центром. В 1973 году был создан Камский автомеханический техникум, а в 1980-м — Камский политехнический институт.
Число первых классов в местных школах доходило до 17
Строила вся страна. На стройке трудились рабочие и специалисты 70 национальностей.
Обошлись без труда заключенных. В отличие от других больших строек, в Челнах решили не привлекать к делу заключенных. На этом настоял (в противовес многим, в том числе Табееву) Беляев. Более того, отделы кадров в нарушение закона старались не принимать на работу тех, кто только что отбыл срок. Вспоминает бывший инструктор Набережночелнинского горкома Альберт Петров: «При царившем тогда напряге мы просто не могли себе позволить иметь такое „слабое звено“».
Средний возраст жителя Набережных Челнов в это время колебался между 22 и 25 годами
Под охраной Боевой комсомольской дружины. В январе 1970 года была создана городская БКД. «Милиция одна бы там не справилась, — говорят современники тех событий. — Комсомольцы хорошо контролировали обстановку. Но это было бы невозможным без всесторонней помощи Раиса Киямовича Беляева».
Цветочный привет из солнечной Грузии. Восхищенные строителями КАМАЗа, грузинские селекционеры назвали его именем сорт темно-красной розы, который вывели в Батумском ботаническом саду.
Автогигант с футбольным мячом. В молодом городе спорт был в почете. Неслучайно КАМАЗ стал, пожалуй, единственным заводом, чья футбольная команда играла в Высшей лиге. ФК «КАМАЗ» был основан в ноябре 1981 года. В 1992-м он пробился в высшую лигу. Команда выступала там до 1997-го. Завод поддерживал клуб до 2013 года.
Паломничество артистов. В 1970-е годы на КАМАЗ постоянно приезжали знаменитости. Гостями автомобилестроителей были, например, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Александр Калягин, Владимир Шаинский, Нина Русланова, Елена Яковлева, Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Михаил Ножкин, Лев Лещенко, Ян Френкель, Клара Лучко, Александра Пахмутова, Александр Добронравов, Эдита Пьеха, Юрий Никулин и др.
Гастроли Владимира Высоцкого продолжались на КАМАЗе 10 дней, и почти все это время он выступал перед камазовцами и соло
Бард в Челнах. Но, пожалуй, никого не встречали так, как Владимира Высоцкого. Он приезжал на КАМАЗ вместе с Театром на Таганке. Гастроли продолжались 10 дней, и почти все это время Владимир Семенович выступал перед камазовцами и соло.
На киноэкране. Строительство КАМАЗа стало отправной точкой для создания художественного фильма «Коней на переправе не меняют» («Мосфильм», 1981). Съемки проходили в том числе в Набережных Челнах, на заводе.
Какую известную песню хотели сделать гимном Челнов. В 1971 году Юрий Визбор написал «Песню-репортаж о строителях КАМАЗа» («Ты пойми, что такое КАМАЗ»). В 2012-м тогдашний мэр Челнов Василь Шайхразиев предложил ее сделать гимном города, но продолжения идея не получила.
Опыта строительства современных автозаводов у СССР не было, поэтому КАМАЗ создавали с участием широкой международной кооперации
Происки заокеанской военщины и… «Молодых американцев»
Всем миром. Опыта самостоятельного строительства современных автозаводов у СССР не было, поэтому КАМАЗ создавали с участием широкой международной кооперации. В деле участвовали 700 фирм из 19 стран. Решения принимались на самом высоком уровне, например, заметную роль сыграл Генри Киссинджер, в то время советник президента США Ричарда Никсона по национальной безопасности.
Первое явление Daimler. Проектирование завода и его оснащение намеревались отдать концерну Daimler AG. У него же планировали закупить лицензии на пять типов двигателей. Но, во-первых, немцы запросили слишком высокую цену, пишет историк автопрома Денис Орлов. Во-вторых, им не нравилось, что СССР собирался продавать грузовики по всему миру без учетов коммерческих интересов Daimler. В-третьих, уже во время переговоров председатель Госкомитета СССР по науке и технике (ГКНТ) Владимир Кириллин договорился с министром финансов Франции (и ее будущим президентом) Валери Жикар д’Эстеном об участии в Камском проекте Renault, и, более того, заявил, что французы будут на первых ролях. После этого Daimler остановил переговоры. Партнером КАМАЗа он стал только в 2008 году и даже владел 15% акций автогиганта, но в 2024-м ушел ввиду обострения международной обстановки.
Почти договорились с Генри Фордом. В апреле 1970 года в СССР приехал Генри Форд II — внук того самого Генри Форда и продолжатель семейного дела. На пресс-конференции в посольстве США он поделился планами о сотрудничестве по Камскому проекту. Но через месяц он вдруг отказался от дела. Сделку сорвал министр обороны США Мелвин Лэйрд. Он заявил, что для начала Советский Союз должен перестать посылать грузовики Северному Вьетнаму. Хотя министр был Форду не указ, промышленник зависел от поставок американским военным.
Заменой Ford могла стать американская же Mack Trucks. По соглашению о намерениях фирма должна была стать основным консультантом Камского проекта по подбору поставщиков оборудования, помочь в автоматизации производства и оснащении компьютерами IBM. Между тем президент компании Зенон Хансен тоже был вынужден принимать во внимание мнение Лэйрда, а также… лиги «Молодые американцы за свободу», которая грозила общенациональной кампанией против сделки с Советами. На дом Хансена было совершено нападение, и в нем заподозрили членов лиги. Одновременно невидимая рука в правительстве затягивала выдачу экспортных лицензий. В итоге Хансен решил не искушать судьбу и отказался от сделки.
Компромисс Киссинджера. Как бы то ни было, контракты заключили с десятками американских фирм. В мае 1971 года правительство США выдало первые лицензии. Но оставался тревожным главный вопрос — по литейной технологии. 19 июля 1971 года Киссинджер предложил послу СССР Анатолию Добрынину компромисс: «Мы могли бы выполнить литейную часть Камского проекта ориентировочной стоимостью $175 миллионов, если Москва согласна. Это то, что реально выполнимо для взаимной выгоды». И дело пошло.
Во сколько обошелся завод. Всего с американцами заключили 250 контрактов на $430 млн (по другим данным — $504 млн), а планировали на $1 миллиард. Остальное оборудование покупали у немцев, итальянцев, шведов и японцев. Renault проектировал и монтировал цех двигателей, а также помогал ярославцам в доводке двигателей, Liebherr делал производство трансмиссий, Fata поставила конвейерное и погрузочное оборудование, Mitsubishi — станки с ЧПУ. Европейцам и японцам заплатили $780 миллионов. Плюс на стройку потратили примерно 7 млрд рублей.
Иностранные спецы в Челнах. В 1972–1976 годах, во время пусконаладки комплекса, в городе жили до 1,2 тыс. иностранных специалистов. Вспоминают, что отношения с ними были самыми дружелюбными. На завтрак, обед, ужин их развозили по 6 ресторанам. Для американцев на Рождество организовывали прямой авиарейс в США.
18 октября 1988 года был выпущен миллионный автомобиль
От трудовых подвигов до катастрофы 90-х
Кто создал автомобиль «КАМАЗ». В отличие от завода в Тольятти, который итальянцы оснащали под свой же автомобиль, оборудование для Челнов подбиралось под машину, спроектированную (в 1968 году) в СССР, — «ЗиЛ-170». Он стал прототипом камского первенца — «КАМАЗ-5320».
Через 6,5 года после начала строительства завода. Первый грузовик сошел с конвейера 16 февраля 1976 года.
«КАМАЗы» на Красной площади. Четыре машины из первых камазовцы отправили на XXV съезд КПСС, который проходил 24 февраля – 5 марта 1976 года. Поначалу автомобили не хотели пускать на Красную площадь, и Табееву пришлось пустить в ход все свое влияние.
Поздравление от Брежнева. Предполагалось, что на съезде генсек зачитает текст, который ему написали камазовцы, но он им не воспользовался. Как вспоминал Табеев, позже эти строки почти без изменений вошли в поздравительное письмо Брежнева, а самой известной стала эта: «Пройдут годы, но все советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на Каме».
В честь генсека. Набережные Челны носили имя Брежнева в 1982–1988 годах. В 2017-м вышел и стал весьма популярным роман «Город Брежнев» — его написал сын одного из руководителей КАМАЗа Шамиль Идиатуллин.
Ударными темпами. Первый годовой план КАМАЗ завершил досрочно, в октябре 1977 года — 15 тыс. автомобилей, а к концу декабря их было уже 22 тысячи. 10 июня 1979 года с главного конвейера сошел 100-тысячный автомобиль. На сегодня КАМАЗ выпустил 2,5 млн грузовиков.
В 1988 году появилась знаменитая эмблема КАМАЗа — аргамак
Будущий министр промышленности Татарстана спас миллионный «КАМАЗ». 18 октября 1988 года был выпущен миллионный автомобиль. До 2003-го машина трудилась в Барнауле и, наверное, там бы и пошла на лом, но благодаря помощи тогдашнего гендиректора компании «Кориб» (а сегодня — главы минпромторга РТ) Олега Коробченко она вернулась в Набережные Челны, была отремонтирована и сегодня находится в музее КАМАЗа.
На вершине. Производственным пиком предприятия стал 1988 год — тогда было сдано 126 886 автомобилей.
КАМАЗ выбирает коня. В 1988 же году появилась знаменитая эмблема КАМАЗа — аргамак. Ее нарисовали московские художники Виктор Крючков и Виктор Марковский.
Первые советские капиталисты. 25 июня 1990 года правительство СССР приняло решение о создании АО «КАМАЗ», и в августе автогигант стал первым в Советском Союзе акционерным обществом.
Экосистема КАМАЗа. В 90-е вокруг КАМАЗа начал формироваться конгломерат производственных компаний, напрямую с ним не связанных, но фактически дополняющих его, — например, в области изготовления автомобилей особого назначения. Одними из первых стали «РИАТ» и «Астейс».
Катастрофа. 14 апреля 1993 года пожар полностью уничтожил завод двигателей. Это была настоящая катастрофа. Но уже в декабре выпуск двигателей возобновили. Вновь конвейер запустили 24 декабря 1996 года. Тем не менее произошедшее в сочетании с общероссийским кризисом не могло не сказаться на автогиганте.
В 1997 году Николая Беха на посту председателя совета директоров сменил вице-премьер Татарстана Равиль Муратов, которому поручили создать «спасательную команду»
Меньше всего автомобилей КАМАЗ выпустил в 1998 году — 3,3 тысячи. В конце 1997-го конвейер остановился, и запустить его после Нового года не удалось. К этому моменту на заводе уже несколько лет возникали перебои с зарплатой, многие уволились. Ситуация затронула почти каждую челнинскую семью, ведь до 1990 года общая численность персонала предприятия достигала 130 тыс. человек. Местные власти жестко конфликтовали со своим главным налогоплательщиком. В городе сложилась непростая обстановка, в частности рос криминал. Без радикальных мер было не обойтись. В 1997 году Николая Беха на посту председателя совета директоров сменил вице-премьер Татарстана Равиль Муратов, которому поручили создать «спасательную команду». Ключевой ее фигурой стал председатель совета директоров «Диалог-Инвестментс» и основатель ТПП РТ Александр Таркаев, он стал председателем комитета по собственности КАМАЗа. «Ему надо было во многом разобраться, — вспоминают современники. — С займами у ЕБРР, японцев, серьезными залоговыми вещами (совокупный долг КАМАЗа достиг тогда $1,14 млрд — прим. авт.). Тем более Татарстан выделял помощь — 150 миллионов, большие по тем временам деньги, и нужны были люди, которые бы грамотно ими распорядились. И команде Муратова это удалось». Конвейер запустили через полгода. За это время на КАМАЗе почти полностью поменялась управленческая команда.
Сергей Когогин (на фото с Владимиром Путиным) руководит КАМАЗом дольше всех других директоров — с 2002 года
Сергей Когогин руководит КАМАЗом дольше всех других директоров. В 1969–1981 годах предприятие возглавлял Лев Васильев. В 1981–1987-м — Василий Фаустов. В 1987–1997-м — Николай Бех. В 1997-2002-м — Николай Костин. «Жизнь показала, что решение о назначении Когогина было верным, — говорит один из наших собеседников. — КАМАЗу определенно повезло, что в это время у руля встал человек такой широты мысли».
17 июля 1988 года была создана команда «КАМАЗ-Мастер»
Не только грузовики
Все начиналось с «Мишки». Первая камазовская микролитражка — «ВАЗ-1111» («Ока») сошла с конвейера в ноябре 1987 года, до 2008-го было выпущено 700 тыс. таких автомобилей. Но мало кто знает, что о легковом автомобиле на КАМАЗе задумались намного раньше: в 1980 году цех экспериментальных разработок создал мини-кар «Мишка». Легковая тема продолжается сегодня: автогигант и правительство Москвы запустили производство автомобилей «Москвич».
«Кентавр» для аграриев. В истории КАМАЗа было немало экзотических проектов, но даже среди них особняком стоит проект «Кентавр». В трудное для аграриев время, когда они не могли себе позволить полноценный трактор, автомобилестроители спроектировали и изготовили опытную партию машин, которые могли бы… пахать, боронить, сеять. Испытания прошли успешно, но полноценных продаж все равно не вырисовывалось, зато обозначились сложности с сертификацией необычной техники, и в 1999 году проект закрыли.
Короли ралли-рейдов. К особенным машинам следует отнести и гоночные «КАМАЗы». 17 июля 1988 года была создана команда «КАМАЗ-Мастер». Челнинские грузовики выигрывали ралли-рейд «Париж – Дакар» 19 раз.
КАМАЗ разработал и строил несколько семейств автомобилей военного назначения
На военной службе. У «ЗИЛ-170» (и, соответственно, КАМАЗа) изначально была и военная модификация (опытный образец изготовили в конце 1970 года). Любопытно, что это не оттолкнуло американцев и европейцев от сотрудничества с Камским проектом. ЦРУ представило Никсону доклад «Проект камского грузовика: планы, развитие и американское участие». Вывод был таков: «В любом случае трехосные грузовики, что СССР намерен выпускать на Камском автозаводе, не являются тактическими военными автомобилями». Через пару недель Никсон скажет об этом на брифинге в Белом доме. Как полагает Орлов, это был своего рода маневр, то есть политика политикой, а бизнес бизнесом. В новейшее время КАМАЗ разработал и строил несколько семейств автомобилей военного назначения. А начало было положено бронеавтомобилем «Выстрел».
КАМАЗ первым среди российских предприятий начал выпуск электробусов
КАМАЗ — это еще и городской общественный транспорт. Широко известны автобусы «НефАЗ». КАМАЗ первым среди российских предприятий начал (в 2017 году) выпуск электробусов. Их делают в том числе на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе в Москве.
Вкалывают роботы… КАМАЗ одним из первых начал развивать и беспилотную тему. Сегодня в его арсенале и автономные транспортные средства для производств, и автобус, которому не нужен водитель, и «бесчеловечные» магистральные тягачи. Месяц назад челнинцы передали 6 таких машин для эксплуатации между логистическими терминалами Москвы и Санкт-Петербурга на трассе М11.
КАМАЗ одним из первых начал развивать и беспилотную тему
На альтернативном топливе. В 2021 году КАМАЗ представил свой первый водоробус — «КАМАЗ-6290». Сегодня речь идет о создании его полностью отечественной модификации.
Самый большой в России самосвал. «Юпитер» — проект с таким названием стартовал в 2021 году на КАМАЗе. Конструкторы должны создать четыре типа карьерных самосвалов, в том числе сверхбольшой, грузоподъемностью 220 тонн. До недавнего времени Россия такие машины покупала за границей.
***
Как видим, в истории КАМАЗа было всякое, но в кризисные моменты автогигант проявлял такую волю к жизни, которая позволяла ему не только выкарабкиваться, но и ставить перед собой задачи, еще недавно казавшиеся фантастическими, в чем, несомненно, сказывается «ДНК» строителей завода, приехавших туда со всей страны 55 лет назад.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.