С тех пор как было заявлено о возобновлении серийного строительства Ту-214 и приняты первые плановые обязательства (три самолета уже в 2023-м), прошло три года, но только сейчас первый лайнер добрался до цеха окончательной сборки. Впрочем, и это не означает, что мы скоро увидим его в небе. Почему дело так затянулось, когда реально начать выпускать хотя бы пять Ту в год, как продвигаются другие авиастроительные проекты, зачем КАЗ начал восстанавливать самолет 2008 года выпуска, выяснял «БИЗНЕС Online».
Казанский авиазавод сдал первый в новейшей авиаистории Ту-214
Первый действительно новый
Казанский авиазавод – филиал «Туполева» (КАЗ) сдал первый в новейшей авиаистории (будем исчислять ее с начала СВО и, соответственно, санкций и появления в июне 2022-го Комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года — КПГА) Ту-214, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. В «Туполеве» не стали комментировать эту информацию. Передача машины с регистрацией RA-64535 прошла без всякой рекламы, что, по-видимому, объясняется спецификой заказчика — это министерство промышленности и торговли России, которому понадобился корпоративный борт.
Строго говоря, действительно первым новым Ту-214 машину назвать нельзя. По известной информации, работу над этим бортом начали в 2019 году, не имея заказа. ОАК разрешила «Туполеву» взять кредит на закупку металла, чтобы, когда появится какой-либо контракт, планер уже был готов. По всей видимости, соглашение заключили незадолго до СВО. Сдать RA-64535 планировали в 2023 году, однако сделать это не удалось. По какой причине — неизвестно. Но, как бы то ни было, можно констатировать: это вообще первый самолет, сданный по КПГА.
Одновременно RA-64535 — последний Ту-214 с импортными покупными изделиями: дальше должны пойти машины только с российскими комплектующими. По словам источника, именно таков борт с регистрацией RA-64536, который недавно переместили в цех агрегатной окончательной сборки (АОС). В «Туполеве» эту информацию также не комментируют.
Данную машину действительно можно назвать первым новым Ту-214. Получается, она добралась до АОС спустя три года после принятия решения о возобновлении серийного строительства Ту-214 и подписания первой редакции КПГА. Напомним, в соответствии с ней уже в 2023 году КАЗ должен был сдать три самолета, в 2024-м — 7, в 2025-м — 10 и т. д. по нарастающей (всего до 2030-го 115 машин).
Эти фантастические планы уже стали притчей во языцех и обсуждены вдоль и поперек, но один из бывших руководителей ОАК поделился с «БИЗНЕС Online» оригинальной трактовкой происхождения столь оптимистичной дорожной карты.
— Корпорация давала обещания, чтобы получить финансирование. Минниханов (Рустам Минниханов — раис РТ, председатель совета директоров «Туполева» — прим. ред.) — чтобы модернизировать завод. Да, как вариант, можно было ничего не говорить и, соответственно, ничего не получить. А теперь, даже если коммерческих Ту-214 не будет, новые цеха и станки останутся, завод сможет делать все что угодно. Хоть МС-21.
— Вы шутите?
— Вообще не шучу.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, в теории развернуть в Казани еще одну авиастроительную программу можно, но он не представляет, зачем может понадобиться дополнительное производство МС-21. Актуальная программа выпуска (72 самолета в год) в Иркутске с избытком превышает потребности российских авиакомпаний, а выход на внешний рынок в нынешних условиях маловероятен.
В ноябре 2023-го начало поставок Ту-214 перенесли с 2023-го на 2024-й, а весной 2024-го стало известно, что в этом году поставят только один лайнер вместо 7, а в 2025-м — четыре, а не 10. Впрочем, время показало несостоятельность и этих расчетов
ЮВТ пока не отчаялась
Как известно, RA-64536 пойдет в компанию «Согаз», хотя изначально самолет предназначался «Татнефти», точнее, подконтрольному ей авиаперевозчику «ЮВТ Аэро». Первые два Ту-214 он должен был получить в октябре 2024 года, третий и четвертый — в сентябре 2025-го, но в августе 2023 года стало известно, что стартовую пару отдадут другим заказчикам, которым самолеты потребовались срочно, а взамен бугульминцам пообещали два лайнера в 2026-м.
Схема «взаимозачетов» между «Ту», «Татнефтью» и новыми заказчиками неизвестна, но, по информации источников, «Татнефть» и «Туполев» договорились о возврате авиастроителями денег за два лайнера. Средства за один самолет «Туполев» нефтяникам вернул, а со средствами за второй вышла задержка, и 1 ноября 2024 года «Татнефть» подала в Арбитражный суд РТ иск к КАЗу и к «Туполеву» на 5,6 млрд рублей (в апреле 2025-го к ним добавились 1,6 млрд по процентам). Суть претензий не обнародуется. В «Татнефти» и «Туполеве» ситуацию не комментируют. Уклонился от ответа на вопрос и генеральный директор ЮВТ Петр Трубаев. «Дружба дружбой, но Маганов (Наиль Маганов — генеральный директор „Татнефти“ — прим. ред.) в данной ситуации прежде всего чиновник, поэтому логика его действий понятна. Денег нет? Нет. Он обязан подать иск», — констатирует источник.
Есть две точки зрения на ситуацию. Первая — пессимистическая. На момент подачи иска было понятно, что вся КПГА идет под срыв. В ноябре 2023-го начало поставок Ту-214 перенесли с 2023-го на 2024-й, а весной 2024-го стало известно, что в этом году поставят только один лайнер вместо 7, а в 2025-м — четыре, а не 10. Впрочем, время показало несостоятельность и этих расчетов. По сведениям «БИЗНЕС Online», КПГА вновь скорректирована, во всяком случае в части Ту-214: в 2025 году — три лайнера, в 2026-м — пять. Впрочем, до конца года должна произойти новая корректировка. Словом, есть основания смотреть на ситуацию в самых мрачных тонах: «Туполев» рассчитается с «Татнефтью», о контракте на Ту-214 для ЮВТ можно забыть.
Авиакомпания «ЮВТ Аэро» не потеряла надежды получить Ту-214
Вторая точка зрения — оптимистическая. Как заверяет один из источников, контракт не аннулируется, а процедура возврата денег — формальность, которая необходима для юридического оформления сдвига сроков вправо. Наш собеседник подчеркнул, что ЮВТ предельно заинтересована в получении Ту-214, поскольку с Bombardier CRJ200 канадского производства (их у перевозчика 7) в существующих политических условиях строить планы на будущее невозможно. Бугульминские CRJ200 довольно возрастные и на крыле будут еще максимум пять лет.
По информации собеседников «БИЗНЕС Online» в транспортной отрасли Татарстана, ЮВТ не потеряла надежды получить Ту-214. Самое удивительное в сообщении источников то, что первый борт авиакомпания надеется получить в следующем году: «Все в силе. Очень большая вероятность, что две машины будут в 2026-м. Звучит неправдоподобно, но, уверяю вас, я знаю, что говорю. А в 2028-м вполне возможно получение третьего и четвертого самолетов». Напомним, 26 мая стало известно, что Арбитражный суд РТ в очередной раз отложил рассмотрение иска «Татнефти» к «Туполеву». Сообщается, что стороны надеются заключить мировое соглашение. Если принять во внимание информацию нашего источника, они договорились.
Модернизация КАЗа должна быть завершена в 2026 году
По известным данным, вслед за машиной для «Согаза» идет борт для МЧС, а дальше — два самолета для ЮВТ. И на этом оптимистическая информация заканчивается. Источник напомнил, что план 2024 года на один самолет был сорван — машину сдали только в 2025-м, а по строительству RA-54636 наблюдается отставание в четыре месяца, в этом году борта не будет, и дай бог, если в 2026-м КАЗ сможет в дополнение к этому самолету построить заказ для МЧС. «Если еще недавно на каждом углу заявляли, что будем делать по 20 самолетов в год, то сейчас осторожно съехали на 5–7, — говорит источник. — Прыгнуть с темпа в один Ту-214 в год, как сегодня, на пять невозможно. Для начала надо выйти на уверенное строительство двух бортов и пару лет так делать, потом — на три, далее — на четыре. Выход на темп в пять машин займет минимум пять лет. Надежда на то, что ЮВТ получит самолеты в обозримом будущем, невелика». Еще один наш собеседник высказался жестче: «ЮВТ получит самолеты не ранее 2029 года, а более реалистично — никогда».
О производственных проблемах КАЗа известно достаточно: затягивающееся техперевооружение, неритмичная закупка материалов и комплектующих, отсутствие межотраслевой кооперации, нехватка рабочих рук, высокая трудоемкость строительства Ту-214
Что тормозит Ту-214
Благодаря предыдущему управляющему директору «Туполева» Константину Тимофееву о производственных проблемах КАЗа известно достаточно: затягивающееся техперевооружение, неритмичная закупка материалов и комплектующих, отсутствие межотраслевой кооперации, нехватка рабочих рук, высокая трудоемкость строительства Ту-214. Источники и эксперты «БИЗНЕС Online» дополнили эту картину.
Первое. Сложно идет программа импортозамещения, ведь, как выяснилось, на Ту-214 надо заменить 15 основных и 30 второстепенных систем. Готовы не все из них. Среди прочего источник обратил внимание на проблему с композитами, из которых изготавливается механизация. Раньше использовали импортные (австрийские) материалы, отечественные такого качества не дают. Решения проблемы пока не просматривается. Собеседник не исключает, что механизацию вновь придется клепать… Как отметил Пантелеев, отработка отечественных систем — процесс небыстрый. Да, наверное, в ожидании их можно было бы с десяток планеров построить, но это означает замороженный капитал, а денег на такое расточительство нет.
Второе. Чтобы строить больше двух Ту-214 в год, надо набирать людей. Ранее говорилось, что дополнительно потребуется более 2 тыс. основных производственных рабочих. Заводская газета «Вперед» пишет, что именно столько людей было набрано в 2024 году. Однако не сказано, сколько из них основных рабочих и сколько человек за это же время уволилось с завода. «Набирают мальчишек с улицы, обучают прямо в цехе, — рассказывает источник. — Но сколько из них останется и будет ли из них толк, неизвестно». Как заверил в беседе с «БИЗНЕС Online» бывший директор ульяновского филиала «Туполева» Станислав Рыжаков, задавить проблему массовым набором не получится. В пример он привел ульяновский «Авиастар»: «Численность удалось поднять, но уровень этой численности очень слабенький, добавить к нынешним трем-четырем самолетам в год еще парочку уже не могут. Требуются другие решения».
Третье. Как полагает авиаэксперт Пантелеев, помимо Ту-214, у туполевского КБ есть другие, сегодня более актуальные задачи.
Четвертое. «Денег на Ту-214 никто выделять не планирует, потому что все угрохали на МС-21 и SJ-100, — уверен Рыжаков. — Обещали? Много чего обещали. Думаю, дают самый мизер».
Пятое. «Считаю, не уделяется должного внимания цехам заготовительного и механического производства, — говорит источник. — Комплектующих нет, а для ритмичной работы надо, чтобы на складе было деталей минимум на два самолетокомплекта. В интернете можно найти старые фото нашего старого цеха окончательной сборки: самолетов как сельдей в бочке. Может, надо вспомнить, как работали наши отцы и деды? Но главное — было полное обеспечение».
Источник подчеркнул, что планировавшаяся три года назад кооперация по выпуску Ту-214 так и не состоялась. Здесь вспомним слова вице-премьера правительства РТ – министра промышленности и торговли республики Олега Коробченко о том, что предприятия, которые производят комплектующие и для SJ-100, и для МС-21, не хотят брать заказы для Ту-214. «Если по МС-21 половина заказов размещается на стороне других предприятий ОАК, то по <…> Ту-214 мы процентов на 90 делаем все сами», — говорил Тимофеев.
«Надо быть реалистами: решение всего круга технических задач в нынешних условиях быстрым, увы, не получается, — говорит Пантелеев. — Отчасти из-за того, что поставщиков много и у каждого свой босс, который диктует конкретные приоритеты. На попытки давления комплектаторы отвечают просто: подпишите долгосрочный контракт, мы не готовы брать на себя все риски. Посмотрите, средства ФНБ на техперевооружение достались „Ростеху“. А что делать сотням компаний, которые не входят в госкорпорацию и не получили деньги на выгодных условиях? Сегодня на предприятиях-поставщиках, которые по государственному гражданскому заказу не хотят наращивать производственные мощности, предлагают вводить внешнее управление. Сомнительное решение. Им нужны деньги не под рыночный процент и гарантии со стороны завода-финалиста, что вложенные в модернизацию производства средства можно будет окупить за счет серийной продукции».
В 2025–2026 годах ожидается ускорение строительства Ту-214
Почему пора откручивать головы
Словом, оптимизм одного из наших собеседников относительно получения ЮВТ в 2026 году первого (а то и двух) Ту-214 видится слабо обоснованным. Если только авиакомпания не решит взять подержанные самолеты, как это сделала Red Wings. Сегодня она эксплуатирует восстановленный борт с регистрацией RA-64518 (первый полет — 2009 год), который летал в «Трансаэро» до банкротства перевозчика в 2015-м. В Red Wings же пойдет второй трансаэровский борт — RA-64509 (взлетел в 2006-м), который сегодня используется как летающая лаборатория. По всей видимости, этой же авиакомпании предназначен третий эксплуатировавшийся «Трансаэро» Ту-214 — RA-64549 (поднят в 2008 году): по информации источников, КАЗ начал его восстанавливать. В «Туполеве» эти данные не комментируют.
По информации источника, других годных для восстановления Ту-214 нет, но ЮВТ могут предложить пару Ту-204. Как считает Рыжаков, реально найти пять годных Ту-204, на доводку каждого потребуется 8–10 месяцев и по 2–3 млрд рублей. Как полагает источник, овчинка вряд ли стоит выделки — лучше купить подержанный Embraer или CRJ200. «На примере бизнес-версии CRJ200 — Challenger 850 — можно сказать: приобрести такие самолеты реально, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель проекта BizavNews Дмитрий Петроченко. — За последний год ввезли до 7 Challenger 850 со вторичного рынка — из Турции, Азиатско-Тихоокеанского региона. У каждой компании, которая их приобретает, своя схема — очень сложная, через две-три страны. Что касается CRJ200, то на вторичном рынке их достаточно. Словом, в условиях санкций приобрести самолет на вторичном рынке можно».
Второй вариант — дождаться вывода из эксплуатации Ту-214, которые сегодня летают в специальном летном отряде «Россия» (СЛО, перевозит высших чиновников). Два года назад сообщалось, что он будет планово обновлять свой парк. Выводимые машины в прекрасном состоянии и с запасом ресурса на 10–15 лет. Но, как говорит источник, ЮВТ подержанные Ту-214 не рассматривает.
«С этого года мы быстро врываемся в работу по намеченным планам», — заявил в апреле управляющий директор «Туполева» Александр Бобрышев
На какое чудо рассчитывает авиакомпания? Если пролистать свежие выпуски многотиражки КАЗа «Вперед», можно сделать вывод, что 2025-й и 2026-й должны стать годами большого рывка. «С этого года мы быстро врываемся в работу по намеченным планам», — заявил в апреле управляющий директор «Туполева» Александр Бобрышев. Во-первых, в АОС планируют организовать параллельную сборку двух самолетов, а не одного, как сегодня. Во-вторых, большая надежда на только что построенный центр механической обработки (121 обрабатывающий комплекс). В полную мощь он должен заработать к концу года. В-третьих, до конца 2026-го планируют завершить реконструкцию КАЗа. Заявлено, что с вводом в эксплуатацию всех объектов предприятие «существенно сократит сроки по выпуску продукции». В-четвертых, 80% металлопроката под программу Ту-214 уже на складах. В-пятых, в агрегатной сборке находятся два следующих после RA-64536 самолета…
Что интересно, по мнению нашего собеседника, даже сегодняшними черепашьими темпами «Туполев» сдаст первые коммерческие машины быстрее, чем «Яковлев» доведет МС-21 и SJ-100 (официально заявлено, что в авиакомпании они начнут поставляться с 2026 года). Источник уверен, что о них как о серийных самолетах можно говорить не ранее 2030-го.
«Смена руководителя ОАК пока не привела к активизации, — говорит Рыжаков. — Бадеха (Вадим Бадеха — генеральный директор ОАК с ноября 2024 года — прим. ред.) совершенно спокоен, хотя уже вовсю орать надо и головы откручивать ответственным за все эти программы». Серьезную опасность он видит в возможном возвращении импортных самолетов: «Политика должна быть очень жесткой. „Аэрофлот“ явно рассчитывает на то, что в ближайшее время вернутся Boeing и Airbus. Если это произойдет, российскую авиацию можно зачеркивать надолго, если не навсегда».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 174
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.