КАИ ПОСВЯТИЛИ В КОРАБЕЛЫ
Местный центр по подготовке инженерных кадров – давняя мечта руководства ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»: старшее поколение специалистов постепенно покидает предприятие. Между тем завод может похвастаться тем, что законтрактован вплоть до 2020 года. Где взять замену ветеранам? Те же проблемы – и у ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ).
Отметим, что под центр кораблестроения уже набрано два курса (28 человек). До сего дня они изучали фундаментальные для технаря вещи – математику, физику, теперь переходящим на третий курс студентам-корабелам пора приниматься за специальные дисциплины. В этом году на специальность 180100 «Кораблестроение и океанотехника» примут еще 22 человека. «Высококвалифицированного специалиста на блюдечке с голубой каемочкой сегодня никто не поднесет», – философски заметил на церемонии премьер-министр РТ Ильдар Халиков.
Отметим, что зеленодольские шефы центра обустроили его по всем канонам (расходы взял на себя завод). Центр создан на базе кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов и сделан как небольшой единый блок: компьютерный класс, преподавательская, учебная аудитория с наглядными пособиями, интерактивной доской, проектором, прямой конференц-связью с заводом – занятия по производственной тематике можно будет проводить в режиме online. Еще – технологическая площадка, где будущие кораблестроители смогут реализовывать себя как инноваторы-технологи. Для придания специфического морского духа рядом с компьютерами – барометры, морские часы – точно такие же устанавливаются на строящихся сегодня в Зеленодольске ракетных кораблях проекта «Буян-М». В классах – макеты и снимки кораблей и судовых узлов, плакаты со схемами. Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» в КНИТУ-КАИ, завод им. Горького в дальнейшем хочет на учебу в центр и иностранных студентов привлечь – не зря же в Зеленодольске делают корабли для того же Вьетнама: два фрегата проекта «Гепард 3.9» уже сдали, еще два заложат в июне.
Краткие спичи перед собравшимися произнесли ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, гендиректор завода им. Горького Ренат Мистахов, гендиректор ЗПКБ Виталий Волков. Он подарил ректору Гильмутдинову Андреевский флаг, флаг ВМФ СССР и боцманскую дудку. «Чтобы порядок был», – пояснил презент Волков. Дополнением к боцманской атрибутике стала рында от генерального директора ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (в его структуру входит завод им. Горького) Ивана Егорова. В ответ ректор сказал, что сегодня предприятия машиностроительного комплекса республики должны быть внутри университетов, а вузы, в свою очередь, – внутри заводов. Это постараются доказать на примере центра кораблестроения КНИТУ-КАИ.
ЗАКАЗЫ НА КОРАБЛИ ЕСТЬ, А ИНЖЕНЕРОВ НЕТ
Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать открытие центра заинтересованные стороны и экспертов.
Ренат Мистахов – генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»:
- Наш завод испытывает огромную потребность в кадрах. Мы искали, на базе какого вуза можно организовать подготовку специалистов. В результате вышли с инициативой на ректора КАИ, здесь очень крепкая база. Студенты могут получить не только теоретическую, но и практическую подготовку. Здесь, например, есть прекрасный компьютерный класс с программным обеспечением от AVEVA Marine, что дает возможность готовить специалистов как для завода, так и для проектного бюро… Надеюсь, студенты получат хорошее образование, а потом придут ко мне на завод. Нам нужны технологи, конструкторы, специалисты для службы качества, в отдел строителей. Ведь у завода подписаны контракты на строительство кораблей и судов до 2020 года.
Альберт Гильмутдинов – ректор КНИТУ-КАИ:
- Центр создан для того, чтобы решить две крупные задачи завода имени Горького. Первая – подготовка высококвалифицированных специалистов, вторая – ведение в интересах завода научно-исследовательской, конструкторской работы. В этом году в центре нам выделили 22 бюджетных места. Кроме того, на втором и третьем курсах у нас уже обучаются 28 человек. Таким образом, количество студентов-корабелов составит 50 человек. Жестких обязательств перед заводом после окончания обучения у ребят не будет: мы создаем условия, чтобы привить им интерес к производству, но окончательное слово остается за ними самими.
Сергей Решетов – заместитель генерального директора ЗПКБ по стратегическому развитию:
- ЗПКБ надеется хоть как-то решить проблемы со специалистами, и бюро эту идею вынашивало очень давно. Проблема для всех очень острая – думаю, и для предприятий нефтехима, и машиностроения: с кем из руководителей ни разговариваешь, у всех нехватка грамотных специалистов. Да, КАИ – не специализированное кораблестроительное учебное заведение, но если захочет и будет серьезно к этому относиться, то потянет подготовку корабелов. Преподаватели КАИ изучают предмет, проходят стажировки, да и помощь предприятий есть. И очень многое зависит от того, кого они наберут и куда эти люди потом пойдут работать… Проблема не столько в том, чтобы направить на учебу, сколько получить специалиста обратно. Да, видимо, будут ставиться какие-то условия по отработке, ведь любое предприятие хочет как-то закрепить молодого специалиста, но я не скажу, что очень большие успехи здесь у кого-то наблюдаются.
Владимир Гайнутдинов – заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ, исполняет обязанности руководителя центра:
- Мы должны готовить высококлассных специалистов для промышленности Татарстана. Юристов и экономистов у нас уже свыше необходимости, а ЗПКБ и завод имени Горького вынуждены приглашать специалистов из других городов. По этой причине два года назад была открыта эта специальность, набраны два курса, а теперь открывается центр кораблестроения. Завод есть, КБ есть, а специалистов в Казани не готовят, и преподавателей приглашают из Питера, Нижнего, Новосибирска. Вовремя и в струю.
Что касается «непрофильности» КАИ. Учебники есть, информация есть. Строительная механика корабля близка к строительной механике самолета, проектирование во многом тоже, хотя теория корабля от теории самолета, конечно, отличается. Все достаточно родственное – не зря первого пилота самолета называют командиром воздушного судна. Начальный этап проскочим с помощью завода и бюро, а дальше все должно начать развиваться. Процесс пойдет как при создании всякой новой специальности – будут нарабатываться методические материалы, через два года – первый выпуск бакалавров, а там и магистратуру надо будет открывать. Начнем и свои молодые кадры преподавателей готовить. И желающие есть – в связи с тем, что кораблестроение в РТ на подъеме. Думаю, специальность будет востребована, и мы своими инженерами сможем закрыть потребность Татарстана… Ренат Мистахов хочет больше принимать ребят из Зеленодольска и округи – сложно казанцев уговорить поехать работать в Зеленый Дол. Кстати, завод учредил три именные стипендии лучшим студентам второго курса.
Дмитрий Глухов – эксперт Центрального военно-морского портала (Санкт-Петербург):
- Считаю, это очень правильное дело и давно назревшее. Провал 90-х годов, когда молодежь и близко не подходила к инженерным специальностям, а шла в бухгалтеры, менеджеры и адвокаты, надо выправлять. И умные руководители регионов понимают: чтобы обеспечить нормальный уровень жизни в регионе, должны работать предприятия. А это люди, которые должны быть обучены, мотивированы. Хорошее начинание. Молодежь худо-бедно, но пойдет и будет устраиваться на предприятия судостроительной отрасли в Татарстане и Поволжье. У зеленодольских завода и бюро заказы сейчас есть, и теоретически в ближайшее время их должно стать больше. И образование этого центра на базе солидной, известнейшей организации – правильный шаг. Главное, чтобы это было не формально сделано, а на должном уровне. Плохо только, что об этом вспомнили лишь сейчас, а, скажем, не пять лет назад.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.