«СФОРМИРОВАЛИСЬ «ВНУТРЕННИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА»

По данным газеты «БИЗНЕС Online», ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов издал приказ «О распределении штатной численности профессорско-преподавательского состава на 2013/2014 годы». В соответствии с ним, как утверждают источники нашей газеты, должны быть сокращены 230 человек профессорско-преподавательского состава (ППС; всего их сегодня 1094). По данным наших источников, каждому факультету поставлена задача – сократить численность ППС на 18%. В коллективе идет, мягко говоря, брожение. Учитывая недавние потрясения в жизни вуза, понять такие настроения можно. «И это только первый шаг! – сообщает источник газеты «БИЗНЕС Online» в вузе. – А дальше укрупнение кафедр начнется. Этот процесс будет очень болезненным, потому что начнут заведующих кафедрами «выщелкивать».

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями к руководству КНИТУ-КАИ. Для начала мы попросили ректора Альберта Гильмутдинова разъяснить, чем продиктовано объединение трех гуманитарных факультетов (инженерно-экономического, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий). Связаны ли преобразования с критикой «гуманитарного перекоса», прозвучавшей из уст президента РТ Рустама Минниханова на совещании по проблемам подготовки кадров для машиностроительной отрасли (прошло на КМПО в ноябре 2012 года)?

- Современная промышленность – это не только станки и технологические процессы, – ответил Гильмутдинов. – Поэтому КАИ из авиационного института вырос в современный многопрофильный технический университет, способный решать весь спектр задач для промышленности, в том числе и социально-экономических. Однако в ходе интенсивного развития университета сформировались разного рода, скажем так, внутренние несовершенства. Например, направление подготовки "экономика" преподается одновременно в двух институтах, "менеджмент" – одновременно на четырех кафедрах, сформировались две кафедры физической культуры и две – иностранных языков и так далее. Поэтому устранение этих дублирований было на поверхности и вопросом времени.

Социально-экономический блок для нашего университета крайне важен, и, создавая новый объединенный институт, мы прежде всего исходили из усиления этого направления. Главная цель – повышение качества образования и исследований в этой области за счет консолидации сил, укрупнения кафедр и исключения дублирования. Объединение институтов практически единогласно поддержали ученые советы всех трех институтов, и окончательное решение единогласно принято на ученом совете всего университета… Министерство образования России к этому факту, конечно же, не имеет никакого отношения. Кроме того, что федеральное министерство четко выполняет указ президента страны о повышении заработной платы преподавателей в университетах. Одним из очевидных способов является укрупнение университетских структур за счет исключения дублирования.

Таким образом, главная, а по сути единственная, причина объединения – это логика развития университета, повышение эффективности его работы, с чем согласен весь коллектив университета.

«СНИЖАЕТ ПРОДУКТИВНОСТЬ УСИЛИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ…»

- Альберт Харисович, численность студентов-гуманитариев сократится или просто суммируется?

- Факт объединения никак не скажется на численности студентов-гуманитариев. Все образовательные программы этого блока будут реализовываться в полном объеме.

- Источники газеты утверждают, что к названию новой структуры, которая объединит три гуманитарных института, есть требование – чтобы в его названии не было слова «социальный». Так ли это?

- Никакого априорного ограничения на использование слова "социальный" не было и нет. Это очевидное недоразумение. С учетом инженерной специфики наших университетов рабочее название для этого института – Институт инженерной экономики. Однако окончательное решение по этому вопросу будет принимать ученый совет университета.

- Будет ли сокращен штат преподавателей?

- Будет некоторое сокращение количества преподавательских ставок. Напомним, что каждый преподаватель может занимать от доли ставки до полутора. Но это произойдет не из-за факта объединения, а из-за общей политики в университете. В этом отношении гуманитарные институты в абсолютно равных условиях с инженерными.

- Поднимутся ли зарплаты преподавателей? Действительно ли произойдет укрупнение численности студенческих групп до как минимум 20 человек?

- Да, зарплаты преподавателей вырастут и вырастут существенно. Конкретные параметры увеличения экономисты университета обсчитывают. С 1 сентября 2013 года, согласно указу президента Российской Федерации от 07.05.2012 "О мероприятиях по реализации социальной политики", будут увеличены заработные платы профессорско-преподавательского состава. Для решения этой задачи КНИТУ-КАИ получены значительные дополнительные субсидии от министерства образования и науки России и разработана программа оптимизации образовательной деятельности вуза.

Укрупнение численности студенческих групп является одним из способов повышения эффективности образовательной деятельности. На сегодняшний день в университете большая часть студенческих групп – 5 - 10 человек. Такая ситуация снижает продуктивность усилий преподавателей и эффективность использования дорогостоящего оборудования. Традиционная численность студенческой группы по 20 человек при использовании интерактивных методов обучения позволяет в полной мере обеспечивать высокое качество профессиональной подготовки. Большую роль в этом сыграет полный перевод образовательного процесса на современные электронные платформы.

Вряд ли мы ошибемся, указав своего рода идеологическим предвестником этих реформ вышеупомянутое совещание на КМПО. В частности, вот что сказал тогда Минниханов: «Я не говорю, что гуманитарные специальности не нужны, но… у нас все готовят гуманитариев, а работать некому. Кто гуманитариев кормить будет?»

ГОЛОС ИЗ КАИ 1. «БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ НА «ЛИРИКОВ» УЖЕ НЕТ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать новости профессоров КНИТУ-КАИ. Они согласились, но попросили не упоминать их имен.

Источник №1 (в одном из непрофильных институтов) видит в происходящем технократический «перекос»:

- Были советы трех наших институтов. Руководство двух чисто экономических факультетов согласилось с объединением, а института социальных технологий – предложило 6-й и 9-й объединить, а его оставить в покое. Любопытно, но на большом совете всего КАИ этого даже не прозвучало, хотя ректору докладывали. То есть единогласно решили объединять все… Мотивация объединения – уменьшить число преподавателей. Группы и потоки должны быть крупными, тогда будет меньше лекций и семинаров, будет меньше штатная численность преподавателей, и каждому будут больше платить. На следующий учебный год бюджетных мест на пиар и на менеджмент уже нет – ни в балаквариат, ни в магистратуру, ни в аспирантуру. Пожалуйста, поступайте, но только на платное.

Да, для нас было бы не очень болезненным объединение, но суть ведь в другом – сокращается штатное количество преподавателей. Вот в чем проблема. На 18 процентов каждый факультет должен «ужаться», чтобы повысить зарплату до требуемого уровня. Средняя зарплата должна составить 31 тысячу 900 рублей. Сейчас она якобы более 20 тысяч и равна средней зарплате доцента, но она-то – всего лишь 13,5 тысяч рублей. То есть средняя зарплата – как средняя температура по больнице.

Идущая критика гуманитарного образования КАИ – это «само собой». У нас технократизм пышным цветом расцветает, это касается и руководства страны, и Татарстана (интересно, что скажут на это утверждение технократы авт.). Они сами технари по образованию и не понимают, что при рынке надо давать такое образование, которое люди просят, а не такое, которое им хочется чтобы было. Надо, чтобы инженеров на КАПО и КМПО было больше? Тогда надо платить там зарплату, целевые заказы делать вузам. Тогда люди и потянутся.

ГОЛОС 2. КАИСТЫ ПИШУТ В ГОСДУМУ, ЧТО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИХОДИТ КОНЕЦ

Источник №2 (технарь) сетует на то, что все было сделано без ведома коллектива:

- Объединение гуманитариев произошло таким образом. Провели собрание – народ, естественно, выступил против. Делегировали одного из профессоров изложить свое мнение ректору, но тот его не принял. А когда на университетский совет дело вышло, ректор уже только поблагодарил советы институтов, которые приняли положительное решение. В общем, ничего удивительного – университетский совет все единогласно утверждает. Тем более принято решение по увеличению зарплаты. Как этого можно достичь при не очень важной финансовой ситуации? Объединением! В минобре России была коллегия, где намекнули повысить зарплату преподавателей за счет уволенных. Круто хотят сделать. Идиотские такие идеи – укрупнять все, студентов обучать тысячами… Эффективность за счет сокращения – не новая и только на первый взгляд эффективная идея.

Большей части технарей объединение гуманитариев, что называется, по барабану. Но не это главное: люди обеспокоены тем, что если все так будет развиваться, то и технического образования не останется. На такую фундаментальную вещь, как сопромат, оставили 10 часов (!!!), а раньше нагрузка была бешеная. Примерно то же самое – с теоретической механикой. Преподаватели КАИ написали по этому поводу письмо в Госдуму, из минобра пришел ответ: в государственном образовательном стандарте нет теоретической механики (и это не наша вина, а российского министерства), вы можете за счет вариативной части программы теоретическую механику «воткнуть» туда... А это, вообще говоря, диверсия против ускоренного промышленного развития республики! Сопромат резко сократили, теоретическую механику в ряде дисциплин просто выкинули. Чему учить-то? Теоретическая механика – одна из основополагающих теоретических дисциплин!

Далее будет укрупнение кафедр, до 20 - 25 человек, а ведь есть кафедры, где по 4 - 7 человек. Сейчас руководство университета бегает: надо срочно представить соображения по объединению кафедр! Укрупнение – процесс очень болезненный, потому что начнут завкафедр «выщелкивать». Для многих это очень неприятные новости. И либо мы, преподаватели, сейчас даем свое предложение, либо они силовым приемом будут действовать, объединять. А сколько кафедр удовлетворяют требованиям по численности? Из 61 кафедры – 10. Считается, из 61 кафедры останутся 40… Доля правды в укрупнении-объединении кафедр есть: были такие, где ни научного процесса нормального не было, ни учебного. Но зато нельзя объединять кафедры, где есть научные направления, поскольку одно другое просто поглотит. Это будет сопровождаться скандалами. Да и лица своего КАИ может лишиться… И все делается в такой (!) спешке…

Но главное – я не понимаю смысл реформ! Если они и увеличат зарплату до 30 тысяч, то это все равно не те деньги, за счет которых народ будет пахать с утра до вечера.

ГОЛОС ИЗ КАИ 3. И ГЕННАДИЙ ДЕГТЯРЕВ: «СОКРАЩЕНИЕ ПРИВЕДЕТ К ЕЩЕ ХУДШЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ»

Источник №3 (из гуманитариев):

- Все одинаково за этот процесс не могут быть, поскольку все это грозит сокращениями. В конце концов, в трех непрофильных институтах – около 400 человек. Но вопрос уже решен, и 1 июля итоги будут озвучены.

Объединение мотивируют тем, что постоянно говорят: в технических вузах не должно быть гуманитарных составляющих. Примечательно: есть негласное указание, что в названии единого института не должно быть слова «социальных» – могут назвать «институт какой-нибудь инженерии», хотя официального распоряжения по этому поводу нет… Это все идет сверху. Если вы помните, то и Медведев, и все другие говорили, что в технических вузах должны готовить только инженеров. Медведев сказал, у нас подхватили… Думаю, такая точка зрения несправедлива. Ребята, которые хотят пойти по гуманитраному направлению, все равно пойдут, но только в другой вуз… Это не решение вопроса. Во-первых, чтобы люди пошли на инженерное образование, надо интерес к нему подогревать. Во-вторых, в школе надо очень хорошо преподавать точные науки, а ведь сегодня многие выпускники не знают элементарной физики…

Хотя сокращение преподавателей идет по всей стране – чтобы поднять зарплату, нужно изыскивать возможности внутри. И их изыскивают за счет «оптимизации». Думаю, это нормальное явление.

Единственным из каистов, кто не попросил не упоминать его имя, стал бывший ректор КНИТУ-КАИ, до недавних пор – президент университета, ныне – заведующий кафедрой автоматики и управления Геннадий Дегтярев:

- Как можно относиться к процессу, в результате которого хотя и предусматривается увеличение зарплаты, но увеличивается объем нагрузки? То есть повышение за счет сокращения. Я всегда был против повышения зарплаты профессорско-преподавательского состава за счет увеличения нагрузки и сокращения числа сотрудников. Это ни к чему хорошему не приводит. Это приведет к еще худшему положению, поскольку упадет качество. Увольнять-то придется относительно старичков – главных мудрых носителей знаний. Вынуждены будут уйти самые опытные люди. Ведь молодежь талантливая почти не остается – даже предполагаемое увеличение зарплаты ее не устраивает. Словом, я всегда был против повышения зарплат за счет увеличения нагрузки. Это приведет к ухудшению качества подготовки… Объединение гуманитарных факультетов – вполне нормальное дело, но опять-таки это делается для решения той же задачи – повышения зарплаты.

ГУМАНИТАРИЕВ НАДО ГОТОВИТЬ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, НО…

А что в других вузах?

«Мы не добиваемся сокращения преподавателей в конкретных вузах, – сообщили газете «БИЗНЕС Online» в подразделении, ответственном за обеспечение взаимодействия со СМИ министерства образования и науки РФ. – Вузы – независимые автономные образовательные организации. Вопросы количества преподавателей, штатного расписания – вопросы автономного высшего заведения. Какие тут могут быть тенденции по всей стране? Вам надо обращаться в непосредственный вуз. Задача по повышению зарплат стоит – это однозначно, по указу президента. Но как ее сами вузы решают, это их дело. У каждого своя штатная численность: у кого-то она раздута, у кого-то неэффективно используется… Но это полномочие вузов».

В министерстве образования и науки РТ на запрос газеты «БИЗНЕС Online» не ответили.

Зарплату можно увеличить только при помощи внебюджетных средств, рассказал проректор по организационно-правовым вопросам и информационным технологиям КГАСУ Давид Кордончик, у которого газета «БИЗНЕС Online» решила выяснить ситуацию в его вузе: «Не знаю, как в других вузах, а у нас такого нет. Мы провели конференцию университета, где приняли решение об увеличении заработной платы. Наши внебюджетные средства позволяют сделать это без сокращения преподавателей. Может быть, на каких-то последующих этапах мы будем заниматься оптимизацией. Без этого не обойтись. Об этом было сказано на совещании у министра образования Ливанова полмесяца назад. Был показан опыт других вузов по оптимизации кафедр, персонала и так далее. Но… для нас это не ново. Мы работу ведем давно. Это не связано с повышением зарплаты. Это просто связано с тем, что меняется учебная нагрузка с переходом на бакалавриат. Изменилась структура учебного процесса, структура учебной нагрузки. Оптимизация – процесс непрерывный. Появляются новые дисциплины, новые люди, новые требования времени. Это не просто «взять и сократить кого-то». Был ряд указов президента, указания министерства, разработана дорожная карта. Мы должны довести к 2018 году среднюю зарплату преподавателей до 200 процентов от средней зарплаты по региону. На данном этапе, к 1 сентября, должны обеспечить 80 процентов. Мы это выполнили без сокращения преподавателей. Что будет в дальнейшем, зависит от того, насколько успешно будем работать по зарабатыванию дополнительных денег. Увеличение зарплаты можно сделать только при наличии внебюджетных средств.

Источник «БИЗНЕС Online» в КГАСУ дал менее оптимистичный комментарий: «Сокращение преподавательских составов – участь всех вузов. В КГАСУ происходит то же, что в КАИ. Преподаватели в ужасе! Тема очень больная. Создаются комиссии, которые пытаются выявить пресловутый КПД в рамках развернувшейся кампании по оптимизации. Не знаю, как другие, но я над научной статьей, бывает, сижу дни и ночи. Как измерить это время поиска идеи и вычленить КПД, мне совершенно непонятно… В КГАСУ состоялась конференция, на которой было принято решение поднять зарплату преподавателей на 80 процентов от средней зарплаты по региону. Но это все «игра на публику». На деле сокращают Иванова, чтобы его зарплату отдать Петрову. Складывается впечатление, что у нас хотят окончательно угробить систему высшего образования.

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» советник ректора КФУ Юрий Алаев, по его данным, «задача «оптимизации» поставлена минобрнауки РФ: «КФУ по определению не может игнорировать такие указания. Хотя здесь в среде ППС пока шума по этому поводу нет: идут реорганизации кафедр, все при деле». А проректор КФУ по научной работе Данис Нургалиев усомнился в возможности сокращения 200 человек в КАИ: «Думаю, преобразования связаны с поставленной задачей – сделать зарплату преподавателей в два раза выше, чем по региону. В нашем университете тоже проходили реформы, связанные со слиянием с другими вузами, но мы старались не резать по живому. Но у нас и зарплата нормальная… Думаю, в КАИ все это связано с маленькой зарплатой. И они таким образом оптимизируют. Но 200 человек… Думаю, ваша информация не совсем правильная – слишком большая, нереальная цифра. Не думаю, что это будет делаться мгновенно».

Экс-министр образования РТ Наиль Валеев сообщил газете «БИЗНЕС Online», что он не в курсе подробностей ситуации в КНИТУ-КАИ, но «всегда был против таких глобальных сокращений»: «Ну куда эти 200 человек денутся? Где они сейчас найдут работу? Ведь у каждого из них весьма специфическая профессия. Они преподаватели. Куда они пойдут? Вот о чем надо было сразу думать». Вместе с тем он поддерживает оптимизацию гуманитарных факультетов: «Когда я работал в министерстве, я постоянно выступал против того, чтобы гуманитариев готовили в технических вузах. Это неправильно. Для этого есть университет. Такое сворачивание, скорее всего, правомочно. Оно, наверное, от Москвы идет. Потому что экономистов-юристов у нас уже перебор. Они совершенно не востребованы».

Предшественник Гильмутдинова на посту главы КНИТУ-КАИ, а ныне – директор департамента по подготовке персонала ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Николай Абруков сообщил газете «БИЗНЕС Online», что слышал об объединении трех институтов, но не может прокомментировать реорганизацию, поскольку не знает, «какие задачи ставятся, какие цели преследуются».

КАИ СОЗДАВАЛИ С ЦЕЛЬЮ РАСТИТЬ КАДРЫ ДЛЯ АВИАПРОМА. СЕГОДНЯ ОБ ЭТОМ ЗАБЫЛИ

Взглянуть на дело с точки зрения практика-авиастроителя газета «БИЗНЕС Online» попросила заместителя генерального директора ООО «Фирма «МВЕН» (и выпускника КАИ) Михаила Невельского. Он крайне пессимистичен, но есть основание полагать, что, если не прислушаемся к подобным мнениям, любые другие размышления о судьбе КАИ окажутся бессмысленными:

- Идет много разговоров об улучшении, о том, чтобы готовить тех, кто нужен промышленности. Но что в результате?.. В нашей компании студенты проходили практику и написали дипломы. Защитились нормально, но на защите в КАИ наш главный технолог, который их курировал, высказал пожелание о необходимости более фундаментального подхода. Что это значит? Что у выпускников слабая проектная, инженерная, чертежная подготовки. И знаете, что ему на это сказали? «Успокойтесь, это был последний выпуск инженеров, дальше будут выпускаться бакалары и магистры, к которым будут предъявлять гораздо менее серьезные требования». Вот тут мы и сели…

Откровенно говоря, все разговоры на этом можно и заканчивать. Потому что говорить-то больше не о чем. Пекутся о том, как бы денег преподавателям побольше заплатить. По этому поводу хорошо выступил директор такого серьезнейшего института, как московский инженерно-физический. Он на вопрос: «Как же у нас с наукой?» – ответил, что всем этим раздраем, который в стране наблюдается, очень многие очень хорошо пользуются. Нам говорят: «Недофинансирование науки...» И она предстает эдакой нищенкой. А это же очень удобно: ничего не спросишь; сколько денег ни дают – отчитываться за них не надо. И по инерции идут эти разговоры: «Надо больше платить преподавателям». Не платить надо больше, а эффективнее работать, и тогда деньги будут сами по себе.

МВЕН говорит: «Давайте будем участвовать в том, чтобы вы для нас готовили специалистов». Отвечают: давайте. Приезжаю в институт, мне рассказывают, какая шикарная проектная группа, владеет такими-то программами. Спрашиваю: «Конструктора есть?» Нет, говорят, конструкторов нет. Но самолет-то конструирует конструктор, а не человек, который умеет работать на компьютере, это ведь только инструмент… Как шло, так и идет не в ту сторону все…

Гуманитарные факультеты? Я вообще не знаю, зачем в КАИ гуманитарные факультеты. Я закончил КАИ, и я понимаю, что этот институт создали в свое время для того, чтобы растить кадры для авиационной промышленности. Сегодня об этом забыли, и обсуждаются вопросы наподобие: «Закрывать или не закрывать гуманитарный факультет? Мне это попросту неинтересно. Мне интересно то, что нам негде брать специалистов – ни сейчас, ни в будущем. Ведь мы помрем рано или поздно, а заменить нас некем».