ПРОЕКТ ПОД «СУПЕРДЖЕТ»
ЗАО «КАПО-Композит» – часть проекта по организации в России современного композитного авиапроизводства (вторая составная – схожий завод в Ульяновске).
Что здесь будут выпускать? Сначала – комплект агрегатов для SukhoiSuperjet 100 (производитель – ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», главный заказчик казанского производства): два воздушных тормоза, три интерцептора, закрылок внешний и закрылок внутренний и руль высоты. В перспективе – еще и руль направления, обтекатель пилона двигателя и элерона. Всего – 11 агрегатов. В дальнейшем предполагается запустить программу производства элементов интерьера для «Суперджета», а также обтекателей, створок и панелей ниш шасси.
До конца 2013 года выпустят агрегаты для прочностных сертификационных испытаний. Запуск серии – в первом квартале 2014 года. «На самолеты эти агрегаты встанут в середине следующего года», – рассказал сегодня газете «БИЗНЕС Online» президент материнской для «КАПО-Композит» компании – ЗАО «АэроКомпозит» (согласно официальным данным, 74% принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации, 26% - холдингу «Сухой») – Анатолий Гайданский. Темп производства – 24 самолетокомплекта в год. Но в ближайшие три года в Казани будут выпускать только 8 из 11 агрегатов: производством руля направления, элерона и обтекателя пилона пока займется стратегический партнер «АэроКомпозита» – мировой лидер в области композитных технологий, австрийская компания FACC AG. Почему? «Часть агрегатов делают австрийцы потому, что надо увеличивать скорость реализации программы и вопросы сертификации», – объяснил глава «АэроКомпозита».
АВСТРИЙЦАМ ИНТЕРЕСЕН ВЫХОД К РАСТУЩЕМУ РЫНКУ
Но FACC AG – не просто соисполнитель, это стратегический партнер казанского завода. Как рассказывал ранее газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор «КАПО-Композит» Андрей Князев, схема такова. «Гражданские самолеты Сухого» подрядили на разработку и поставку агрегатов FACC AG, а она взяла в субподрядчики «КАПО-Композит». Австрийцы также – консультанты по освоению технологии и надзорная компания по созданию европейской системы менеджмента качества. На сегодняшнем мероприятии было объявлено о вхождении FACC AG в капитал «КАПО-Композита» и подписано соответствующее соглашение о намерениях. Как считает главный редактор специализированного портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев, австрийцам интересно получить доступ к очень крупному и имеющему большой потенциал рынку. «Сегодня будет подписано соглашение о покупке 24 процентов акций, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Гайданский, – и, думаю, до середины следующего года сделка закроется. 24 – это на стартовом этапе, а потом мы говорим о 40 процентах». Что ж, логично ведь австрийцы, помимо всего прочего, вовлекают «КАПО-Композит» в кооперацию по производству агрегатов для Boeing-767, Boeing-777, Boeing-787 и Airbus-380. «Эти программы начнутся не ранее конца 2014 года», – пояснил президент ЗАО «АэроКомпозит».
Плюс – в конце 2013 года на «КАПО-Композит» начнется технологическая отработка агрегатов для перспективного российского лайнера МС-21. Запуск серии агрегатов для него намечен на конец 2014 года. Темп – все те же 24 комплекта в год. Правда, многие эксперты считают, что МС-21 – это очень отдаленная перспектива – серия самолетов возможна в лучшем случае году эдак в 2017-м. Но Гайданский уверен, что МС-21 – ближайшее будущее: «Почему далекая перспектива? В течение следующего года мы отгружаем первое крыло заказчику. Поэтому сразу за программой «Суперджет» с первого квартала 2014 года начинаем освоение для МС-21».
Полностью оборудовать завод планируется до конца 2013 года. На прибыль он должен выйти в 2015-м и в течение примерно 8 лет «оправдать» 3,5 млрд. рублей инвестиций ОАК.
«КАПО-КОМПОЗИТ» СПЕЦИАЛЬНО ОТКРЫЛИ ВМЕСТЕ С УНИВЕРСИАДОЙ
«Сегодня очень ответственный день для Татарстана, – начал сегодня приветственную речь президент РТ Рустам Минниханов, – открываются студенческие Игры, и мы специально поставили задачу, чтобы и данное современнейшее предприятие было открыто к этой дате. Огромные слова благодарности нашим партнерам, проектировщикам, строителям. Отдельные слова благодарности вам, Михаил Асланович (Погосян – президент ОАК – авт.). Совсем недавно мы поехали, посмотрели, куда движется авиационный мир, и такие заводы – залог успеха нашего авиастроения. Это будет одно из базовых предприятий ОАК. Надеюсь, эти шаги показывают тот позитив, которого не хватает нашей авиационной отрасли».
Кроме того, надо подчеркнуть, что «КАПО-Композит» и «АэроКомпозит» в целом будут во многом основываться на казанской научной и кадровой базе. Сегодня между ОАК, «АэроКомпозитом», КНИТУ-КАИ, КНИТУ и КФУ было подписано соглашение по кадровому обеспечению авиационной отрасли и о научно-техническом сотрудничестве. «Мы хотим вовлечь в работу «АэроКомпозита» не только профильный КАИ, но и КНИТУ и КФУ, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор департамента по подготовке персонала ОАК Николай Абруков. – Во всех этих вузах занимаются полимерами, композитами, и, думаю, от такой консолидации усилий «АэроКомпозит» выиграет. Ведь скоро и ульяновский завод откроется». «В области композитов есть куда расти, – заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» ректор КНИТУ Герман Дьяконов. – Президент России не так давно дал команду создавать инжиниринговые компании, чтобы не западными технологиями росла наша промышленность, а нашими собственными. Так что мы будем не только поставкой кадров заниматься, но и производством», – это было особо приятно слышать на заводе, почти полностью созданном по иностранным технологиям.
МИХАИЛ ПОГОСЯН: «МЫ НЕ МОЖЕМ БОЛЬШЕ МИРИТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО «ТУПОЛЕВ» И КАПО РАБОТАЮТ ПО-ОТДЕЛЬНОСТИ»
А вообще напомним, что «КАПО-Композит» начали строить в марте 2012 года на базе выкупленного «АэроКомпозитом» у КАПО вместе с частью оборудования цеха №26. Некоторые подробности присутствуют в отчете ОАО «КАПО им. Горбунова» за 2012 год.
У предприятия была «дочка» – ЗАО «Композит». В феврале 2012 года 9-процентный пакет ее акций стоимостью 22,05 млн. рублей был продан ООО «Инвестнефтехим», а 87,635% пакет акций стоимостью 214,7 млн. рублей – ЗАО «АэроКомпозит» (сегодня, как утверждают, ей принадлежат 100%). В результате проведенных сделок КАПО получило 236,75 млн. рублей…
Поскольку все происходило на бывшей территории КАПО, было логично поинтересоваться у Погосяна ближайшими перспективами авиазавода.
«Ближайшая задача КАПО – выполнить производственный план 2013 года, и этот план связан с работой по ремонту и модернизации самолетов дальней авиации (Ту-22М3 – авт.)., – рассказал он, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». – Объем работы КАПО в этом году должен существенно вырасти, и это связано с тем, что мы уже заключили трехлетний контракт на ремонт и модернизацию этих самолетов. Во-вторых, у КАПО есть конкретный план по сдаче самолетов специального назначения. По заказу министерства обороны, в этом году мы должны сдать несколько самолетов. Все это вместе даст существенное увеличение объемов по сравнению с прошлым годом. По моим оценкам, в 2,5 - 3 раза объем производства в этом году должен увеличиться.
Третья задача КАПО – интеграция с «Туполевым». Мы не можем дальше мириться с тем, что КБ работает самостоятельно и завод – самостоятельно. Нам нужна конечная продукция, которая выходит из стен КАПО, но опирается на современные разработки КБ «Туполева». Поэтому интеграция КАПО и «Туполева» в единое юридическое лицо – одна из важнейших задач 2013 года… ПАК ДА? Это перспектива. В этом году по данному вопросу будут приниматься решения, но это еще далеко от внедрения на КАПО, это более отдаленное будущее».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.