Сегодня министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин прокомментировал журналистам строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали. Брифинг министр собрал, чтобы обсудить итоги транспортного обслуживания Универсиады, однако из зала прозвучал вопрос по поводу строительства ВСМ. Публичные слушания по проекту запланированы на 30 июля в конференц-зале министерства на Ершова, 31а, соответствующие материалы вывешены на сайте ведомства.

Сегодня министр заявил журналистам, что если все сложится хорошо, то к 2018 году есть надежда запустить скоростное движение по направлению Москва – Казань. Второй этап – строительство трассы до Екатеринбурга, при этом дорога пройдет через Камскую агломерацию. Вопрос, как именно пройдет трасса – через Елабугу или Набережные Челны, пока, по словам министра, обсуждается.

«Стоимость одного километра – миллиард рублей, – отметил Сафин. – Это совершенно новая трасса, никак не связанная с существующими, проектируемая по новым техническим требованиям. Скорость будет до 300 километров в час, поэтому время в пути от Казани до Москвы будет примерно 3,5 часа. Все это позволит развиваться территориям вокруг высокоскоростной ветки. Подумайте, появляется возможность ездить из Казани в Москву на работу, как и из других регионов – к нам...»

При этом ценовая политика будет складываться, как в Европе, где из одной точки до другой «можно и за 15 евро доехать, а можно и за 100», привел пример Сафин. Повышается транспортная доступность для населения, инвестиционная привлекательность городов, через которые пройдет скоростное движение. Татарстан в проекте деньгами не участвует, но будет обеспечивать быстрое выделение и оформление земель.

2.jpg
Ленар Сафин: «Вред будем минимизировать. Сейчас есть технологии, которые максимально позволяют учесть интересы всех – от сусликов до крупных землевладельцев»

«Это сложная работа, потому что права частной собственности никто не отменял и менять Гражданский кодекс под строительство ВСМ никто не будет, – подчеркнул Сафин. – Мы однозначно попадаем и на частные земли, и на сельхозпоселения, и лес будет затронут, и частично охранные зоны… Да, есть беспокойство, как пройдет магистраль по территории республики. Однозначно она придет в Татарстан из Чувашии – вариантов нет. А, например, вход в Казань – это четыре варианта».

ГЛАВА МИНТРАНСА ОБЕЩАЕТ «БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ РЕШЕНИЯ» В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Так что в министерстве, судя по всему, готовятся к спорам с противниками проекта – времени на реализацию проекта мало, а земли потребуется много. Пять лет для такого проекта – гигантская скорость, и уже сейчас пора приступать к работам. Необходимо готовить площадки под строительство, под возведение мостов через Волгу, Каму, возможно, Вятку.

«Поэтому в этом году мы должны сделать все изыскания. Сейчас должны точно определиться с трассировкой. А с весны следующего года надо приступать к строительству – одновременно на нескольких участках, чтобы потом объединить их в одно целое», – обрисовал планы строителей Сафин. Строительство будет означать заказы для многих отраслей – в проекте будут задействованы местная промышленность, местные рабочие, местная инфраструктура. То есть, как надеется министр, добавленная стоимость будет оставаться в республике, а это, соответственно, налоги, зарплата.

38381.jpg

«Вред будем минимизировать. У кого-то на пути трассы – дом, дача, зона отдыха, но без каких-то компромиссов такие проекты не могут реализовываться – так во всем мире, – отметил министр. – И сейчас есть технологии, которые максимально позволяют учесть интересы всех – от сусликов до крупных землевладельцев».

КАЗАНЬ – В СЕРЕДИНЕ ВСМ: ДО МОСКВЫ И ЕКАТЕРИНБУРГА МОЖНО БУДЕТ ДОЕХАТЬ ЗА 3,5 ЧАСА

Напомним, что строительство дороги – проект федерального масштаба. Связать между собой регионы, чтобы дать импульс их развитию, – такова цель строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали. Об этом на одном из совещаний в конце мая заявил президент РФ Владимир Путин. Совещание прошло в Сочи, в нем участвовал и президент РТ Рустам Минниханов. Проект века – строительство участка ветки Москва – Казань обойдется в 928 млрд. рублей (учитывая особенности российских реалий, возможно, и больше).

Путин сообщил, что с ее введением время в пути от Москвы до Казани сократится с 11,5 часов до 3 часов 30 минут. При этом глава государства отметил, что на данном направлении речь идет о круглогодичной востребованности. Участок Москва – Казань пройдет через пять регионов России. Поезда будут останавливаться в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах.

В презентационном ролике РЖД утверждается, что в Татарстане рассматривалось два варианта проектов трассировки под Казанью. Одобрен северный вариант с устройством станции в районе «Северного вокзала», это связано с наличием рядом станции метро, отметил сегодня Сафин. В этом случае трассировка, судя по карте, проходит в районе территорий Волжско-Камского заповедника. Планируемые размеры движения – до 47 пар поездов в сутки. В Закамье трасса пройдет через Елабугу – это оптимальный с точки зрения экономики вариант, учитывая наличие здесь ОЭЗ «Алабуга». Время пути от Казани до Москвы – 3 часа 18 минут, при этом расчетная интенсивность пассажиропотока – 22 тыс. человек ежегодно. Столько же – до Екатеринбурга. А до Нижнего Новгорода можно будет доехать за полтора часа.

При этом, по прогнозам топ-менеджмента РЖД, в результате реализации проекта уровень зарплат в прилегающих к трассе регионах возрастет на 30 - 50%. Впрочем, оптимизм проектировщиков подвергся критике со стороны целого ряда депутатов Госдумы РФ, озабоченных возможными последствиями такого строительства.

НА ПУТИ ТРАССЫ – «ЛЕБЯЖЬЕ», РЕЛИКТОВЫЕ ЛЕСА ВОЛЖСКО-КАМСКОГО ЗАПОВЕДНИКА И ЕГО ОХРАННАЯ ЗОНА

Теперь к критике проекта подключились и экологи. В частности, «Гринпис», чьи эксперты ознакомились с проектом строительства высокоскоростной магистрали, отмечает, что этот проект имеет высокую степень экологической опасности.

«Наиболее вопиющая ситуация с прокладкой ВСМ складывается в Республике Татарстан, где рекомендованный заказчиком вариант проходит по территории Волжско-Камского биосферного заповедника, три других варианта затрагивают его охранную зону, а еще два – национальный парк «Нижняя Кама», – отмечается на сайте организации. – Кроме этого, под трассу различных вариантов дороги попадают несколько региональных заказников и памятников природы, а три варианта, включая рекомендованный, должны пройти по единственному крупному лесному массиву в Казани – городскому лесу «Лебяжье».

«Мы, так же как и «Гринпис» России, призываем граждан принять участие в общественных слушаниях по материалам ОВОС ВСМ-2 и выразить свою позицию по этому вопросу, а также направлять свои предложения и замечания разработчикам проекта», – говорит в своем письме в редакцию «БИЗНЕС Online» представитель татарстанского отделения социально-экологического союза Наиля Биктимирова.