Сегодня вечером в эфире Первого канала в программе «Человек и закон» будет показан сюжет об авиакомпании «Татарстан» (АКТ), которая после трагического крушения «Боинга» по-прежнему находится в зоне пристального внимания общественности, медиа и властей. Судя по всему, команде Алексея Пиманова удалось раздобыть документы, свидетельствующие о том, что в АКТ работал пилот, который по своей квалификации не мог управлять воздушными судами. Причем такие сотрудники были не только в АКТ, но и у других региональных авиаперевозчиков. Тем временем эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что вина в этом лежит не столько на региональных компаниях, сколько на минтрансе, неспособном составить адекватных образовательных стандартов и программ.
«ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ НА ЗЕМЛЕ, А НЕ В НЕБЕ»
Сегодня вечером в эфир Первого канала выйдет передача «Человек и закон», одной из тем которой станет ситуация с подготовкой пилотов в АКТ и других региональных авиаперевозчиках. Сюжет и материалы к нему уже размещены на сайте Chelovek-Online.ru (его владелец — выпускающее программу «Человек и закон» ООО «Пиманов и партнеры»).
Редакция скандальной программы раздобыла документы об образовании одного из бывших пилотов АКТ — Юрия Ефремова. Сейчас он, по данным «Человека и закона», работает в «Оренбургских авиалиниях», но какое-то время летал на «Боинге-737» АКТ. При этом, ссылаясь на документы, команда Алексея Пиманова утверждает, что Ефремов не имел достаточного самостоятельного налета и, соответственно, не мог получить свидетельство пилота коммерческой авиации.
Согласно документам, которые оказались в распоряжении редакции программы, Ефремов и вовсе имел диплом по наземной специальности — «Инженер по аэронавигационному обеспечению полетов». При этом данная специальность подразумевает под собой планирование и организационное обеспечение полетов. То есть работу на земле, а не в небе. Однако, как утверждают авторы «Человека и закона», в 2007 году он был зачислен в авиакомпанию «Татарстан» штурманом самолетов типа Ту-134.
«НЕПОСТИЖИМЫМ ОБРАЗОМ ПОЛУЧАЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВО КОММЕРЧЕСКОГО ПИЛОТА»
Для того чтобы стать членом летного экипажа, Ефремову необходимо было пройти переподготовку в учебном заведении и получить летную практику. Как удалось выяснить авторам «Человека и закона», Ефремов стал пилотом коммерческой авиации и получил право управлять самолетами после того, как в 2008 году закончил курсы пилотов при региональном авиационном центре АОН и получил свидетельство пилота-любителя. «И все в том же 2008 году Ефремов непостижимым образом получает свидетельство коммерческого пилота», — отмечает «Человек и закон», добавляя, что путь от пилота-любителя до коммерческого пилота занимает минимум год. «Для этого ему необходимо было пройти соответствующую переподготовку, которая занимает полгода, и самостоятельно налетать 100 часов. Все это ему было необходимо сделать без отрыва от работы, так как, по данным нашего источника, в 2007 и 2008 годах Ефремов много летал в качестве штурмана в авиакомпании «Татарстан».
- Ну и, пожалуй, самое интересное во всей этой истории — это то, что, по данным нашего источника, Ефремов — далеко не единственный сотрудник авиакомпании «Татарстан», который стал пилотом подобным образом, и руководство авиакомпании было неоднократно проинформировано об этих нарушениях, — заверяют авторы программы.
«МНОГИЕ ПОЛУЧИЛИ, ПО СУТИ, ФИКТИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПИЛОТОВ»
Как отмечается в опубликованном сегодня сюжете «Человека и закона», командир разбившегося под Казанью «Боинга-737-500» Рустем Салихов также имел специальность штурмана воздушного судна, «но затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией)». «Однако у следственного комитета России возникли сомнения в законности деятельности указанных учебных центров, которые в настоящее время ликвидированы. На этом основании в конце прошлой недели следователи провели обыски в нескольких департаментах Росавиации», — отмечают авторы сюжета передачи «Человек и закон».
- У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты — в основном это касается небольших авиакомпаний — получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку в этих учебных центрах, — заявил авторам сюжета официальный представитель следственного комитета РФ Владимир Маркин.
На запрос газеты «БИЗНЕС Online» в АКТ сегодня скупо сообщили: «Авиакомпания не занимается выдачей пилотского свидетельства. Этим занимается уполномоченный государственный орган в области гражданской авиации. В настоящее время авиакомпания «Татарстан» ведет проверку всех личных дел. При возникновении каких-либо сомнений совместно с уполномоченным государственным органом в области гражданской авиации будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе этих пилотов. По Ефремову: в авиакомпанию он пришел с штурманским свидетельством, выданным уполномоченным государственным органом в области гражданской авиации».
«ТОЛЬКО ВСЕВЫШНИЙ У НЕГО НАЧАЛЬНИК...»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов, в том числе и знавших Ефремова, ответить на вопрос, может ли левый человек попасть за штурвал самолета.
Олег Смирнов — председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:
- Давайте подождем расследования следственного комитета. Если версия (о подделке дипломов — авт.) подтвердится, то это бессовестный, нахальный криминал, притом непродуманный, потому что командир корабля ни при капитализме, ни при коммунизме устроиться по блату, по кумовству не может.
Командир корабля — это средоточие огромной теоретической подготовки, практической подготовки на реальном самолете и тренажере, соответствующие психологические и морально-этические данные плюс здоровье. Если этими факторами обладает человек, он может стать командиром корабля. Но не каждому даже хорошему пилоту дано стать командиром корабля, потому что командир — старший на борту, который несет ответственность за всех пассажиров за его спиной, за каждого! Никто ему помочь не может! Только Всевышний у него начальник. Больше никто. Но человек должен быть подготовлен таким образом, что при любых отказах двигателей, механизмов, электроники он посадит самолет и сохранит жизни всем пассажирам. Поэтому подделки здесь, как на базаре гнилыми помидорами и огурцами, не проходят в принципе. Это очень важный вопрос.
Если учебные центры и вся шпана допустили отсутствие контроля со стороны государственных регулирующих органов, то всех этих людей надо привлекать по человеческому фактору как невыполнение своих служебных обязанностей. Не командира корабля и экипаж в Казани, а их! Человеческий фактор переносить на тех, кто мухлевал, кто не контролировал. Вот их всех и надо судить. Надо смотреть в корень проблемы. Причем здесь экипаж, если система позволяет ему сесть неподготовленным за штурвал? Это все системные ошибки — вот где корень зарыт. Мы сейчас самая неблагополучная страна по безопасности полетов. Приехали! Хуже Африки!
==video2157==
Жорж Шишкин — заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий:
- Я уже говорил раньше, что, может, и не найдется нарушений со стороны «Татарстана», потому что она выполнила все программы, законы и авиационные федеральные правила. Но федеральные авиационные правила пишут не авиакомпании и даже не Росавиация, их пишут в департаменте государственной политики в области гражданской авиации министерства транспорта, а там как раз нет людей, которые способны написать. Они просто неудачные переводы делают, и это не всегда нас устраивает.
С сожалением констатирую, что сегодня законодательство имеет такие дыры и лазейки, что человек, не получивший базового авиационного образования, может сесть в кресло пилота. Существуют такие обходные маневры, что он может закончить авиаклуб, налетать определенное количество часов, перейти в другой аэроклуб, подняться на одну ступеньку или даже не подниматься, пройти подготовку в авиационном учебном центре, а не в системе профессионального образования гражданской авиации. Таких авиационных учебных центров у нас по стране 100, все частные. И закон позволяет вам получить свидетельство коммерческого пилота. Это наша беда, глубокая проблема, против которой я постоянно сражаюсь.
Есть такая категория требований к определенным сотрудникам. Так вот в требованиях к диспетчерскому составу написано, что кандидат обязан иметь базовое авиационное образование. В требованиях к коммерческим пилотам такого требования нет. Это преступный парадокс, который пропустили специалисты, которые писали федеральные авиационные правила. Это не летатели, а чиновники, сочиняющие законы. Такой провал в законодательной базе гражданской авиации сегодня существует. Пока мы его не можем закрыть. Мы — это общественные, ветеранские организации.
Валерий Портнов — пилот-инструктор «Ак Барс Аэро», заслуженный пилот России, бывший летный директор АКТ:
- Авиакомпании всегда берут людей со свидетельством пилота. Но вот как они получали эти пилотские свидетельства — другое дело. Впрочем, есть высшая квалификационная комиссия, которая выдает свидетельство пилота на основе документов, представляемых претендентами... Покупать фальшивое пилотское свидетельство? Это немыслимо. Это какой-то диплом можно купить и не работать потом по этой специальности, но купить документы пилота и сесть в самолет — это невероятно.
Юрия Ефремова помню, он пришел к нам штурманом. Потом отучился, получил пилотское свидетельство, потом переучился на «Боинг», а потом он ушел в Оренбург. Очень жалко было, что он ушел от нас. Штурманом он был очень хорошим. Когда переучился на пилота, мы его проверяли — все было в порядке... Нет, авиакомпания его никуда не посылала учиться. Тогда многие непилоты (например, штурманы) брали административные отпуска и за это время проходили обучение.
Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:
- В принципе, можно допустить, что люди приписывали налет, фактически не летая, где-то подделывали документы, и из-за дефицита кадров это у них проходило. Мало ли, где он летал — в Питере, Владивостоке и так далее? Могли и руки не дойти проверить, а тут есть документ, печать, летная книжка, прошел высшую квалификационную комиссию — верят этому документу. А тут еще пилотов не хватает... Может быть, не до конца выполнили работу по выяснению истинности документов... Но я этих документов не видел, поэтому судить сложно...
Когда к нам приходят устраиваться на работу и у нас возникают сомнения, мы перепроверяем много раз. Находим общих знакомых, спрашиваем: почему ушел оттуда-то? Хорошо ли обучался? Летчиков перепроверяем очень тщательно. И по тому, как человек ведет себя за штурвалом, конечно, видно, учился он или нет. А если пилот претендует на должность командира, то в итоге собираем чуть ли не консилиум. И это обычная процедура во всех авиакомпаниях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.