Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров примеривается к «Тайфуну» |
ГДЕ АВТОМОБИЛИ ОДЕВАЮТ В БРОНЮ
На 1-м месте — ОАО «КАМАЗ», которое по праву считается предприятием и оборонного значения тоже, военные заказы компания получает стабильно из года в год. Однако если в 2011 году выручка автогиганта выросла почти на 45%, то в 2012-м — только на 9,6%. Впрочем, такое «торможение» — следствие общеэкономической ситуации и характерно и для других промышленных гигантов... В 2012-м КАМАЗ стабильно поставлял в войска грузовики моделей 54112, 5350, 53501 и другие. В конце года широко обсуждалась новость о том, что министерство обороны РФ решило перенести сборку бронеавтомобилей «Рысь» (Iveco LMV) с российско-итальянского предприятия в Воронеже на КАМАЗ. Однако с приходом на пост министра обороны РФ Сергея Шойгу политика в области военно-технического сотрудничества изменилась — приоритетом объявили отечественную продукцию, и в конце октября 2013 года стало известно о том, что КАМАЗ больше не будет выпускать «Рысь». Впрочем, на заводе подчеркивают: «Все, что было предусмотрено контрактом, заключенным именно с нами, мы выполнили». Зато явно пошли другие камазовские «бронепрограммы». Так, первая партия броневиков КАМАЗ-63968 «Тайфун» будет обеспечивать безопасность Олимпиады в Сочи, а в целом в подразделения спецназа Южного военного округа поступят 60 таких машин. Также КАМАЗ представил еще одну новинку — «КАМАЗ-53949», известный под неофициальным именем «Тайфуненок». Кроме того, в июне стало известно, что минобороны поручило КАМАЗу провести исследования по созданию боевой машины морской пехоты — такой, специально сделанной для морпехов, техники в России до сих пор не было.
Челнинское же ЗАО «Астейс» в СМИ упоминается редко. Официальный партнер КАМАЗа работает без взлетов, но и без падений — 20 лет делает на шасси грузовиков спецтехнику гражданского и военного назначения. Вот и в 2012-м завод прибавил лишь 3%. Но в 2013 году челнинцы устроили небольшой переполох. 25 сентября на нижнетагильской выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2013 руководство «Астейс» заявило о намерении собирать в автограде французские бронемашины ASTAIS-VBL. Прежде всего в интересах МВД России. На серийное производство планируется выйти в конце 2014 года. К июлю нынешнего года «Астейс» планирует выпустить четыре прототипа. И это, еще раз отметим, в «эпоху», когда приобретение силовиками техники импортного «происхождения» поставлено под большой вопрос.
МАЛАЯ АВИАЦИЯ ПРИБАВЛЯЕТ НА 100%
Ситуация с выручкой на ОАО «КВЗ» аналогична камазовской: если в 2011 году она выросла на 45%, то в 2012-м — на 9,2%. Из значимых событий 2012 года можно вспомнить то, что холдинг ОАО «Вертолеты России» получил полный контроль над КВЗ. Также был подписан новый контракт с Индией: в дополнение к заказанным ранее 80 Ми-17В-5 она получит еще 71... А вот по итогам 2013 года ситуация с выручкой обещает измениться. За 9 месяцев КВЗ заработал 28,6 млрд. рублей — на 13,3% больше, чем за аналогичный период 2012 года (25,2 млрд. рублей). Это новый рекорд для КВЗ. Кроме того, в 2013 году получен сертификат типа авиационного регистра межгосударственного авиационного комитета на базовую часть вертолета «Ансат» с гидромеханической системой управления. Завершить работы над вертолетом планируется в этом году. Также в 2013-м первый полет совершил прототип вертолета Ми-38, оснащенный российскими двигателями ТВ7-117В. Эта машина должна пойти в серию в 2015 году. Кроме того, в ноябре генеральный директор КВЗ Вадим Лигай, в дополнение к нынешней должности, был назначен заместителем генерального директора холдинга — теперь глава КВЗ курирует реализацию вертолетных программ, инновационных проектов, модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета.
Виктор Ермоленко (справа) рассказывает Дмитрию Медведеву о переспективах малой авиации. На заднем плане — разрабатываемый МВЕН самолет «Мурена» (фото: government.ru) |
Главная новость 2012 года для ОАО «КМПО» — по сути, возвращение в авиационное двигателестроение (сегодня завод в основном выпускает продукцию для газоперекачки). Предприятие заключило контракт с петербургским ОАО «Климов» на производство части (примерно 30%) двигателя ВК-2500, которыми оснащаются почти все вертолеты российской сборки (Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-32, Ка-50, Ка-52). Генеральный директор КМПО Дамир Каримуллин рассказал «БИЗНЕС Online», что в 2014 году завод поставит 150 комплектов: «Все идет по плану. В конце 2013-го отдаем пять комплектов опытных образцов, после того, как они пройдут сертификацию, начинаем серийное производство». Предположительно, в последующем доля КМПО в производстве двигателя ВК-2500 будет больше, чем сегодняшние 30%. Отметим, что по итогам 2013 года КМПО рассчитывает на увеличение выручки до 7,4 млрд. рублей (+122,7% по сравнению с 2012 годом).
Ощутимо увеличилась выручка ОАО «КПП «Авиамотор» — на 64,9% (результат 2011 года — минус 15,6%), с 230 млн. до 379 млн. рублей. Известно, что предприятие немалые надежды связывает с внедрением в серийное производство на КМПО своего нового, более мощного двигателя для газоперекачивающих агрегатов — ГТД-25СТА.
По итогам 2013 года КАПО должно выйти на безубыточность операционной деятельности — об этом говорилось в отчете предприятия за 2012 год. Смелая заявка, ведь в 2011-м компания получила операционный убыток в 1,26 млрд. рублей, а в 2012 году он сократился лишь до 1,23 миллиарда. В 2012 году КАПО сдало два Ту-214 для управделами президента РФ. На сборке находились еще пять специальных Ту-214. Также военным передали после контрольно-восстановительного обслуживания два стратегических ракетоносца Ту-160. При этом, как указано в годовом отчете, с 2013 года КАПО начало модернизацию Ту-160 и дальних ракетоносцев Ту-22М3... В 2013 году КАПО передало ФСБ Ту-214ВПУ и подняло второй самолет программы «Открытое небо» — Ту-214ОН (первый Ту-214ОН передан военным в конце года). По-прежнему на испытаниях находится первый из пары разведчиков для ГРУ — Ту-214Р. Пока находится без движения широко анонсированный летом 2012 года проект производства на базе КАПО украино-российского Ан-70... Хватало и организационно-кадровых новостей. В 2012 году стало известно об объединении КАПО с ОАО «Туполев», 2 марта 2013 года коллективу представили нового генерального директора — президента «Туполева» Александра Бобрышева (прежний руководитель завода — Васил Каюмов стал советником президента «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Михаила Погосяна). Однако срок его правления оказался недолгим — в конце декабря руководить КАПО назначили директора дирекции специальных программ ОАК Николая Савицких. Среди причин отставки Бобрышева неофициально называют расхождение во взглядах с Погосяном и недовольство военных ходом программ модернизации Ту-160 и Ту-22М3.
Один из рекордсменов рейтинга — ООО «Фирма «МВЕН». Разработчик и производитель легких самолетов и парашютных систем (в том числе уникальных — для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем) увеличил выручку на 107,3%. Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор МВЕН Виктор Ермоленко, рост обусловлен увеличением числа заказов. Соотношение таково: 30% — разработка легких самолетов, 70% — выпуск парашютных систем. Также гендиректор отметил, что по итогам 2013 года рост выручки ожидается «процентов на 200».
БЕСПИЛОТНЫЙ РЕНЕССАНС
Рекорд оборонного Топа показывает ОАО «ОКБ «Сокол», которое увеличило выручку на 616,9%, со 126 млн. до 907 млн. рублей! Можно предположить, что взрывной рост связан с заказом от минобороны. В октябре 2011 года оно определило разработчиков больших беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Конкурс на опытно-конструкторскую работу (ОКР) ценой 2 млрд. рублей по созданию БПЛА взлетным весом в 1 т (рабочее название — «Иноходец») выиграла петербургская группа компаний «Транзас». Конкурс на научно-исследовательскую работу (НИР) на 1 млрд. рублей по созданию БПЛА весом до 5 т (рабочее название — «Альтиус») — казанское ОАО «ОКБ «Сокол». В ходе ОКР будет создан готовый к производству образец. НИР — создание прототипа с неопределенными серийными перспективами. Сообщалось, что «Транзас» и «Сокол» договорились о стратегическом сотрудничестве: первый сосредоточится на разработке систем управления обоими беспилотниками и на их целевой нагрузке, второй — на разработке непосредственно летательных аппаратов и их наземной инфраструктуры. Испытания должны начаться в 2015 году. Как сообщил на днях газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Сокола» Александр Гомзин, работы идут по плану.
Если в 2011 году разработчик и производитель комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), а также беспилотных мишеней ЗАО «Эникс» получило по выручке минус (-9,3%), то в 2012 году подросло на 11,2%. И, по всей видимости, рост будет продолжаться. В 2012 году комплексы БПЛА «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» успешно преодолели первые в России отраслевые госиспытания в интересах Сухопутных войск, и «Эникс» надеялся на госзаказ. Надежды оправдались — минобороны закупило 17 комплексов с БПЛА «Элерон-3СВ» (по два самолета в каждом комплекте). Среди контрактов 2012 года отметим поставку «Специального разведывательного средства на базе дистанционно пилотируемого летательного аппарата» для МВД РФ на 24,4 млн. рублей. А среди контрактов 2013 года — поставку тому же заказчику «Разведывательного средства на базе ДПЛА «Элерон» на 71 миллион. Следует подчеркнуть общее повышение внимания силовиков к беспилотникам российской разработки и производства. Это позволяет надеяться на еще большую востребованность продукции «Эникс» — одного из отраслевых лидеров на российском рынке. Тем более что и в сегменте БПЛА российские военные переориентировались на отечественные разработки. А 4 января уже этого года минобороны заявило о скором формировании Государственного центра беспилотной авиации.
Подводя итоги, отметим, что на двоих казанские «беспилотчики» заработали в 2012 году почти на 800 млн. рублей больше, чем в 2011 году.
ЗЕЛЕНОДОЛЬСК: ВОЕННЫМ НУЖНЫ КОРАБЛИ И БОЕПРИПАСЫ
Некоторое уменьшение выручки демонстрирует ОАО «Зеленодольский завод им. Горького». Однако по объему заказов его справедливо назвать одним из лидеров татарстанских оборонных предприятий. В 2012 году у предприятия появились новые заказчики — пограничная служба ФСБ РФ, для которой строится сторожевой корабль проекта «Океан» и главное управление глубоководных исследований минобороны, которому нужен плавучий док. Также отметим, что завод продал в Ямало-Ненецкий автономный округ два морских теплохода. В 2013 году завод активно перевооружался, сдал ВМФ два противодиверсионных катера проекта «Грачонок» и два первых малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М» (должно быть построено не менее 6 таких МРК). Также была заложена вторая пара фрегатов проекта «Гепард 3.9» для ВМС Вьетнама. Кроме того, как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель министра обороны Юрий Борисов, заводу планируется заказать серию патрульных кораблей нового проекта.
Виталий Волков (ЗПКБ) и Ренат Мистахов (завод им. Горького) рассказывают Денису Мантурову и Рустаму Минниханову об эффективности работы стратегической связки зеленодольских бюро и верфи |
Если в 2011 году году ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ) «упало» на 17,6%, то в 2012 году серьезно прибавило — +21,8%. В целом бюро продолжает укреплять репутацию одного из самых плодовитых российских судостроительных КБ (напомним, корабли проектов ЗПКБ — самые тиражируемые в новейшей истории российского ВМФ). Выполнен заключенный в 2012 году контракт (23 млн. рублей) с минпромторгом РФ «Разработка концептуальных проектов скоростных пассажирских и автомобильно-пассажирских катамаранов морского и «река-море» класса различной вместимости для Черного, Балтийского, Каспийского, Азовского и дальневосточных морей» (шифр «Аллигатор»). В 2012 году с тем же заказчиком заключен контракт (34,7 миллиона). «Разработка концептуального проекта скоростного высокомореходного комфортабельного грузопассажирского судна с аутригерами тримаранного типа» (шифр «Россиянка-1»). В феврале 2013 года — контракт (56,4 млн.) на «Проектирование, изготовление и проведение натурных испытаний самоходной модели скоростного высокомореходного судна с аутригерами тримаранного типа». Кроме того, ЗПКБ участвует в конкурсе «Разработка концептуального проекта многоцелевого судна снабжения, необходимого в период эксплуатации месторождений нефти и газа»... И, конечно, отметим, что ЗПКБ — прямой «соучастник» в успехах завода им. Горького: упомянутые МРК «Буян-М» и сторожевики «Гепард 3.9» строятся по проектам зеленодольского бюро. Кроме того, в 2012 году ВМФ принял очередной малый артиллерийский корабль «Махачкала», построенный в Санкт-Петербурге по проекту (21630 «Буян») ЗПКБ.
ОАО «ПОЗиС» (производящее, напомним, не только холодильники, но и боеприпасы) в нашем рейтинге «оборонки» появляется впервые (ранее отчетность по предприятию отсутствовала в открытом доступе). И сразу с хорошей новости. Генеральный директор завода Радик Хасанов в июне рассказал «БИЗНЕС Online» о том, что в 2013 году заказ на военную продукцию завода стал рекордным за последние 10 лет. Так, Хасанов прокомментировал заявление вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина о том, что в 2013 году квота на закупку боеприпасов будет увеличена. «Производство боеприпасов — дело тонкое, специфичное, поэтому предприятия должны быть загружены стабильно, — рассказал гендиректор «ПОЗиСа». — Между тем, хотя 70 процентов всех площадей нашего завода заняты военным производством, в общем товаре по итогам прошлого года эта продукция составила менее 10 процентов. Оборонзаказ был ноль. А сегодня он восстановлен. Производство пока полностью не загружено, но основные мощности уже работают». Как сообщил в преддверии новогодних праздников-2013 сайт завода, темп роста по объему товарной продукции достиг 127%, что связано с получением трехгодичного государственного контракта с министерством обороны на поставку изделий продукции специального назначения. С начала 2013 года этой продукции было произведено в 14 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего объем реализованной продукции превысит 5 млрд. рублей (продукция гражданского назначения — 3 миллиарда). Продолжается стартовавшее в 2011 году техническое перевооружение производства корпусов и гильз. Стоимость проекта — 3 млрд. рублей, федеральные ассигнования в проект на 2013 год — 830 миллионов.
ИМПЕРИЯ КОЛЕСОВА ГОТОВИТСЯ НАНЕСТИ УДАР
Существенно, более чем на 23%, выросла выручка ОАО «НПО «Радиоэлектроника им. Шимко» (входит в контролируемое госкорпорацией «Ростех» ОАО «Корпорация «Радиоэлектронные технологии») — головное предприятие России по системам и средствам государственного опознавания (ГО). Основные направления деятельности: создание радиолокационных систем активного запроса, ответа и криптографической аппаратуры. Напомним, что НПО главенствует в целом кусте российских предприятий, занимающихся разработкой и производством аппаратуры ГО: это ОАО «Радиоприбор», ОАО «Альметьевский радиоприбор», ОАО «Казанский электротехнический завод», пензенское ОАО «ППО ЭВТ», ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро», самарское ОАО «НИИ «Экран», ОАО «Жигулевский радиозавод». В 2013 году гендиректором «Радиоэлектроники им. Шимко» назначили Рониса Шарипова (до него предприятие 15 лет возглавлял Рашид Аппаков). Представляя его, глава КРЭТ Николай Колесов отметил, что на техническое перевооружение предприятий куста по ФЦП выделено 4,5 млрд. рублей. Среди относительно крупных контрактов 2012 года можно отметить ОКР на 82. млн. рублей «Разработка промышленной технологии создания базовых элементов миниатюрного запросчика отечественной системы опознавания «40 (60)» для ракет дальнего действия «земля-воздух» (шифр «Рубильник»). А в прошлом году «Радиоэлектроника» подписала контракт (240 млн. рублей) с ульяновским механическим заводом о поставках модернизированных наземных радиолокационных запросчиков для зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) Бук-М2. Еще один договор (1,2 млрд.) подписан с коломенским КБ машиностроения — Казань поставит ему запросчики госопознавания для переносных ЗРК.
В ближайшие три года КРЭТ инвестирует в свои татарстанские предприятия 9 млрд. рублей (слева - Николай Колесов) |
Минус 13% показало ОАО «Радиоприбор» — единственное предприятие РФ, выпускающее самолетные радиолокационные ответчики и запросчики. Уменьшение объема реализации в годовом отчете объяснено уменьшением поставок финальных сборщиков («Компания «Сухой», НАЗ «Сокол» и другие). Однако, думается, лучшие времена еще впереди. В 2012 году «Радиоприбор» начал выпуск авиационной аппаратуры государственного опознавания нового поколения; готовился к освоению производства бортовой аппаратуры радиоэлектронной борьбы «Витебск»; прорабатывал реконструкцию и техническое перевооружение производства. А в августе 2013 года стало известно, что «Ростех» заключил крупный контракт, и львиная его доля (1,5 млрд. рублей) досталась «Радиоприбору»: он поставит 184 унифицированных запросчика и ответчика ГО для бомбардировщиков Су-34... В 2013 году «Радиоприбор» показал бурный рост (в 3,2 раза) выручки: со 151,1 млн. рублей за первое полугодие 2012 года до 480,9 млн. за аналогичный период 2013 года. В итоге завод увеличил чистую прибыль в 2,7 раза: с 5,12 млн. до 13,86 млн. рублей... Отметим изменения в структуре собственности. В минувшем июле доля КРЭТ в «Радиоприборе» увеличилась с 50% плюс одна акция до 60% плюс одна акция, а доля РТ снизилась с 50% минус одна акция до 40% минус одна акция.
Стабильно идет ОАО «Завод «Элекон» (входит в КРЭТ) — головное предприятие России по разработке и производству электрических соединителей для всех отраслей оборонной и гражданской промышленности, а также специальных электроразрывных соединителей для ракетно-космической и военно-морской техники. Согласно опубликованному в минувшем ноябре ежеквартальному отчету, выручка «Элекона» выросла на 8%: с 1,54 млрд. рублей по итогам третьего квартала 2012 года до 1,66 млрд. по итогам аналогичного периода 2013 года.
Более 10% прибавило ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор», выпускающее авиационные антенно-фидерные системы, а также блоки для систем ближней навигации и ГО. Отметим изменения в структуре собственности. Согласно СПАРК, ранее 50% акций принадлежали корпорации «Аэрокосмическое оборудование», 41,06% — минземимущества РТ, 8,94% — физическим лицам. Сегодня же 51% принадлежит ГК «Ростехнологии», 40,99% — «Аэрокосмическому оборудованию».
Разработчик и производитель датчиков, электронной и микроэлектронной аппаратуры — ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» (КПКБ) потеряло за год 1,1% выручки. Но наряду с другими входящими в КРЭТ предприятиями бюро обещана финансовая поддержка. Кстати, 25 ноября концерн получил 100% акций КПКБ.
Вообще же в сентябре стало известно, что «Ростех» в ближайшие 3 года инвестирует в татарстанские компании КРЭТ около 9 млрд. рублей.
ОПТИКИ РТ: СТЕКЛО, ЖЕЛЕЗО И МОЗГИ
ОАО «Казанский оптико-механический завод» (контролируется Колесовым; входит в оптический холдинг «Швабе») по сравнению с 2011 годом «просел» на символический 1%. Однако, судя по всему, по итогам 2013 года следует ожидать прорыва. За 9 месяцев 2013 года выручка КОМЗа выросла (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 132%: с 417 млн. рублей до 969 миллионов. Чистая прибыль выросла в 2,1 раза: с 23,4 млн. до 48,3 млн. рублей... Среди выполненных в 2013 году работ — поставка минобороны партии комплексов радиоэлектронной борьбы «Ртуть-БМ» на 700 млн. рублей. Также заключен контракт на 11 млрд. рублей на поставку военным в 2014 - 2016 годах аппаратуры, проходящей под шифром «Рычаг».
Рост на 13,6% демонстрирует ОАО «ЦКБ «Фотон» (входит в холдинг «Швабе»), выполняющее исследования и разработки, а также производящее оптико-электронные приборы для военных и гражданских нужд. Из новостей отметим выигранный КОМЗом в начале 2013 года контракт (1,2 млрд. рублей) минобороны на поставку лазерных приборов разведки. А разработал эти приборы именно «Фотон».
Владимир Иванов (справа): «Наша задача на будущее: чтобы, условно говоря, стекла и железа в приборах было меньше, а мозгов больше, чтобы 70 процентов изделия – это были мозги» |
Одно из самых современных предприятий оборонки — ОАО «НПП «Государственный институт прикладной оптики» (ГИПО; входит в холдинг «Швабе») — демонстрирует рост в 2%, с 835,2 млн. рублей в 2011 году до 852,2 млн. в 2012 году. Напомним, что одно из главных направлений работы ГИПО — разработка и выпуск тепловизионных приборов для противотанковых ракетных комплексов «Метис-М1», «Корнет-Э», «Конкурс-М»; комплексов ПВО «Панцирь С-1», «Бук-М2Э»; вертолетных обзорно-прицельных систем... Минувшим летом генеральный директор ГИПО Владимир Иванов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил: «Наша задача на будущее: чтобы, условно говоря, стекла и железа в приборах было меньше, а мозгов больше, чтобы 70 процентов изделия — это были мозги». И отчетность за 2012 год демонстрирует, в том числе, и эти устремления. Поступления от НИОКР выросли на 55% — с 268 млн. до 415 млн. рублей. Доля поступлений от НИОКР составила 48,7% всей выручки, что на 16,7% больше относительно итогов 2011 года. Среди свежих разработок отметим создание лазерной защиты летательных аппаратов от ракет. Иванов рассказывал о ней следующее: «Система оптико-электронного подавления атакующих ракет устанавливается, например, на ударный вертолет Ми-28. Принята на снабжение аналогичная система для специальных Ту-214, которые делают на КАПО. Она прошла все летные испытания. Примерно такая же система будет установлена на бронеавтомобилях». Также отметим появление в 2012 году долгосрочных кредитов на сумму 190,6 млн. рублей, что согласуется с намерением ГИПО произвести планомерную модернизацию основных фондов.
РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ, ВЗЛЕТНЫЕ ПОЛОСЫ, ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ НАВЕДЕНИЯ
Настоящий скачок (40,7%) совершило ЗАО «Казанский Гипронииавиапром». Строго говоря, НИИ не относится к предприятиям оборонки, тем не менее он входит в наш рейтинг — это один из основных российских проектировщиков сооружений для предприятий военно-промышленного комплекса, обладающий всеми специфическими допусками. Из известных работ рассматриваемого периода надо отметить проектирование реконструкции аэродромной базы КАПО. Деньги на модернизацию аэродрома авиазавода выделены немалые: до 2015 года — 4 млрд. рублей. Правда, здесь появился и скандальный момент. По версии КАПО, подрядчик работы — ЗАО «Камдорстрой» — самовольно покинул объект, не доведя работы до конца. Дело дошло до суда. На заседании представитель «Камдорстроя» заявил, что остановил работы из-за ошибок в проекте, а его разрабатывал именно «Гипронииавиапром». «Проектная документация в установленном порядке прошла государственную экспертизу в Москве, — заявил газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор института Борис Тихомиров. — При строительстве всегда возникает много вопросов, которые в итоге успешно решаются силами подрядчика, проектировщика, заказчика. Решится все и на аэродроме КАПО». Кроме того, институт стал генеральным проектировщиком, техническим заказчиком и генподрядчиком строительства завода «КАПО-Композит» (производство стартовало вместе с Универсиадой). И еще одна, хотя и не связанная с оборонкой, но знаковая работа НИИ этого времени — проектирование университетского планетария (его открыли в минувшем июне).
На 12,4% нарастило выручку ОАО «Казанский завод «Электроприбор» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Но, судя по всему, итоги 2013 года будут более впечатляющими. Генеральный директор «Электроприбора» Павел Шацких рассказал «БИЗНЕС Online», что рост по выручке в 2013 году составит 114%. «Темпы роста по прибыли несколько снижаются — около 90 процентов, — уточнил он. — Дело в том, что в конце прошлого года мы активно занимались заключением лизинговых договоров на поставку продукции, а платежи по лизингу напрямую включаются в себестоимость». По его словам, на ближайшие три года запланировано более всего вложений на приобретение оборудования — 300 - 400 млн. рублей. Также Шацких сообщил о том, что заметно увеличился объем гособоронзаказа: «Если раньше мы как исполнители-соисполнители довольствовались 8 - 10 процентами (от общего объема нашей продукции), то в этом году эта доля возросла до 35 процентов. Программа перевооружения армии существенно пополнила портфель наших заказов». Напомним, что военная продукция «Электроприбора» — датчики температуры, оборотов, системы сигнализации о пожаре, системы отображения термометрических и тахометрических параметров для авиационных и судовых двигателей, элементы систем наведения для различных комплексов и так далее.
Прибавило в выручке ОАО «Казанское ОКБ «Союз». Если по итогам 2011 года предприятие находилось в минусе (-9,2%), то в 2012 году показало рост — +10,1%. Отметим, что входящий в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» «Союз» — одно из самых закрытых военных предприятий Татарстана. Возможно, кое-что объяснит тот факт, что казанское ОКБ — единственный в составе «Алмаза-Антея» разработчик твердотопливных ракетных двигателей для ПВО и ПРО.
В Топ не вошли ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод», ОАО «Казанский электротехнический завод» и ФКП «Казанский завод точного машиностроения» — отчетности по этим предприятиям в открытом доступе нет.
==table261==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.