Хотите быть в курсе важных новостей?
срочная новость
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины
  • $ 90.66
  • 98.64
  • ¥ 12.60

Казань

-2°
Реклама
Реклама
Рекламодатель
bizon.gallery
Люция
на сайте 6 лет 7 месяцев
место
репутация
0
комментарии
60
  • Дамир Исхаков: «Татары в Башкортостане фактически на втором месте после русских»

    Многоуважаемая элита интеллигенции Татарстана! Уважаемый Дамир Исхаков!
    Наверное, не спорю, есть проблема застарелая переписи татар на территории Башкортостана башкирами. Но какая она сейчас по значимости (в т.ч. по влиянию на % убыли записанных татарами в будущей переписи?) Дамиру Исхакому следовало бы подготовить в правительство РТ, во ВКонгресс татар, Президенту РТ и т.п. аналитический доклад-рекомендации по этой проблеме с конкретными предложениями по ее решению. Или отдельно собрать ученых-политиков-общественников вместе и обсудить в своем кругу. А не выносить это снова на обсуждение широкой общественности. Все эти научные споры о тонкостях определения сословий, происхождений, языковых групп\подгрупп\подподгрупп не ко времени…
    Неужели не понимаете, что «вдруг» прорвавшаяся с 12 марта плотина и хлынувшие в СМИ потоки публикаций по языковым и национальным проблемам – это сброс давно скопившегося пара, который благодаря этой теме, предложенной Исхаковым, умело направляется в совсем ненужную сторону.
    Опомнитесь, НЕгосударствообразующие народы Татарстана и Башкортостана!

    Только что принята и будет 22 апреля проголосована поправка к ст.68 Конституции - еще один (формальный) шаг к умиранию языков других негосударствообразующих народов, который становится зловещим после принятия в 2018 году «убийственного» закона от 3.08.2018г. №317 поправок о «добровольности» изучения и обучения на родных языках в Закон об "Об образовании в РФ" (которая –«добровольность»- заканчивается к моменту сдачи ЕГЭ исключительно на русском языке). Далее будет следующий логичный шаг – это запрет на государственность (т.е. обязательность использования в гос.структурах) нац. языков республик (а там уж близко и до мечты Жириновского – расформирования республик).
    Помимо этого присуждение в Конституции РФ русскому народу статуса государствообразующего автоматически приведет к уменьшению изучения и использования нац. языков за счет новых самопровозглашенных русских. Уже давно в различных печатных СМИ, книгах, в Интернет-изданиях и по центральным ТВ-каналам ведется пропаганда: русскими считаются все, кто себя так ощущает, кровь здесь ни при чем. Как будто сверху ставится задача - в ближайшей переписи повысить показатель русской нации среди населения РФ с 50 до 100%. Тем более отсутствует запись о национальности в паспортах.
    А теперь, после поправки в ст.68 Конституции, национальную политику России можно с полным основанием описать лозунгом «Добро пожаловать в ряды первосортного государствообразующего русского народа! – ты только ощути себя и назовись русским».

    А сегодня весь этот заумный спор напоминает сторожевых собак, которые увлеченно крутятся на одном месте в погоне за своим собственным хвостом, а в это время жулики крадут из дома все хозяйское добро.
  • «Иной раз забывают, что нас немало!»: конституционная речь Минтимера Шаймиева

    анониму 12.07
    Татарский язык не виноват в том, что был плохой учитель и плохая методика преподавания, что для уроков татарской литературы не было отдельного учебника и ее преподавали с других страниц "Татар теле", что для уроков русского письма в 1м классе были прописи, а для уроков татарского нет и приходилось детям переписывать слова печатными буквами.
    Надо было ставить вопрос об улучшении методики, матер.базы, квалификации учителя, а не исключения татарского языка из программы.
    Заставлять ребенка заучивать татарские слова, которые он не понимает - это нормально, также как заучивать незнакомые слова на английском или др.иностранном языке. Вместо того, чтобы мамочке истерить из-за своей невозможности помочь дочке с татарским и транслировать ей свой ужас и отвращение к языку (только этим я могу объяснить слезы ребенка, скорее не действиями учителя) - лучше бы наняла репетитора (да-да, вдобавок к урокам).
    Не знаю что там у вас была за школа (может лингвист-я гимназия какая-то), но в начальных классах РТ согласно образов.стандартам с учетом нац-регион.компонентов отводилось строго одинаковое время и для рус.языка с литературой, и для тат.языка с лит.
    Ваше решительное НЕТ обязательному татарскому в школе - это не от большого ума, а от... (не буду, а то обидитесь). Вы лишаете своего ребенка возможности во взрослой жизни, делать карьеру в госуд.структурах (если только останется в Татарстане), стать своей в любой татарской компании, а главное - стать более культурным и умным человеком.
    И вообще глупо, живя в прекрасном городе, где так много татарского языкового окружения для практики (и театры с супер-постановками, концерты, и телеканалы, и СМИ, люди вокруг, наконец) не воспользоваться бесплатной возможностью обучить в школе ребенка дополнительному языку (а это срединный тюркский язык, который позволяет понимать целую тюркскую группу языков).
    Доказано, что знание языков хотя бы из 3х разных групп (напр. родной русский из славянской группы, английский или немецкий, или испанский, или французский из романо-германской группы + еще какой-то) значительно увеличивает IQ и в разы повышает лингвистич.способности. В вашем школьном детстве не было возможности учить татарский язык (или было формально в старших классах 2 урока в неделю, на которых спали или хулиганили, будучи подростками).

    Зачем же Вы, будучи сами неучем (пишите с ошибками), лишаете своего ребенка возможности бесплатно глубоко изучать дополнительный язык и бесплатно его практиковать среди носителей языка вокруг? Думаете она во взрослой жизни скажет Вам
    спасибо за это? Бьюсь об заклад, что ваша дочь НИКОГДА не будет знать хорошо иностранный язык (а тем более два языка, а тем более из разных языковых групп), если только Вы не потратите кучу денег на репетиторов, на ее учебу и проживание в стране носителей этого языка.

    Умные, интеллигентные русские люди будут еще вспоминать эту эпоху "безобразий, мучений и обязаловки" и будут жалеть, что вместо того, чтобы помочь навести порядок в новом деле, защитить возможность детей во всех школах (а не только лингв.гимназиях) учить доступно практикуемый язык - они промолчали или поддались влиянию мамочек-истеричек.
    А в новые полилингвальные "шаймиевские" школы я запретила бы принимать детей мамочек, которые отказали своим детям изучать татарский. Пусть остаются неучами.
  • «Иной раз забывают, что нас немало!»: конституционная речь Минтимера Шаймиева

    Обращаюсь к высоконравственному анониму 12.24

    Давайте обсудим абстрактно ситуацию при замене только одного слово в Конституции. Заменим в п.1 статьи 68 слово "русский" на слово "татарский", т.е читать п.1 след.образом: Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является татарский язык.

    Соответствующим законом определим порядок перехода (например в течение 20ти лет) с государственного общероссийского русского на государственный общероссийский татарский язык на всей территории РФ. При этом русскому языку за пределами ныне существующих в РФ национальных образований присвоим статус республиканского государственного языка.

    Предположим что после переходного срока 20 лет на всей территории РФ среднее и высшее профессиональное, послевузовское образование, наука, телевидение, весь документооборот во всех сферах народного хозяйства, документооборот и проведение собраний в федеральных государственных, правительственных и др.официальных структурах) и т.д. и т.п. ведутся только на татарском языке - государственном языке РФ!

    А уже сейчас, например с 1сентября 2020г., при всех существующих законах русский язык наряду с другими родными языками, признанными в РФ, позволить добровольно учащимся школ на всей территории РФ изучать в соответствии с ФГОС по заявлению родителей. Ах да, забыла... На территории за пределами существующих национальных образований РФ (условно назовем территорией Русской Республики) могут быть национальные русские школы, где преподавание всех предметов ведется на русском языке, но ЕГЭ по всем дисциплинам по всей территории РФ сдавать только на татарском языке - государственном языке РФ.

    Это будет нравственно?
    Что останется от великого русского языка и современной русской литературы через 100лет? (за добрую половину "русского мира", особенно его ярых защитников типа жириновских\соловьевых, можете не волноваться - они быстренько перейдут в "татарский мир")

    Предвижу, что вы начнете про подавляющее большинство русских в России, про собирание и завоевание русскими земель\народов и т.д. Давайте не будем, на это у меня много своих аргументов. Давайте обсудим эту ситуацию абстрактно.
    Если русские будут требовать на территории условно своей республики (напр.территории бывшего русского царства или по-другому, это здесь не принципиально) включения в обязательную часть школьной программы изучения республиканского русского языка наряду с общероссийским государственным татарским языком - это будет безнравственно? Если будут требовать, чтобы во всех госуд.структурах и организациях в Русской республике был обязателен к использованию русский язык наряду с общероссийским (а не только использовался в культ.чреждениях, в быту и в семьях) - это безнравственно?

    Только ответьте честно, нравственный вы наш.
  • «Это же прямая дискриминация!»: Шаймиев призвал Москву к диалогу по языковой политике

    Поправкой к ст.68 Конституции о государствообразующем русском народе (несмотря на добавленные в последнем чтении «рюшечки» о его, русского народа, вхождении в союз равноправных народов) нас демонстративно снова «тычут мордой об асфальт».
    Этой поправкой закрепляются результаты нац.политики 1го периода (до 22 апреля 2020г.) путинского правления и усиливается последовательная принудительная русификация республик. Она началась еще в 2002г. при принятии закона об использовании исключительно кириллицы в основе алфавитов всех российских языков (прецендент, когда принцип-е вопросы собственной культуры конкретного народа решает не сам народ, а за него большинство другого народа в парламенте).
    Затем ФЗ № 309 от 1.12.2007г. отменил ранее действующий комплекс гос. образовательных стандартов, состоящий из трех компонентов - федерального, национально-регионального и компонента образов.учреждения, и утвердил единый Федеральный ГОС для всех школ (введен 1.09.2009г). Затем последовал запрет ЕГЭ на родных нерусских языках – этот смертный приговор нац.школам был введен приказом МинОбрНауки РФ №362 от 28.11.2008г.
    А в декабре 2012г. был принят новый Закон об образовании в РФ, в ст.14 которого о Языке образования вместо того, чтобы устранить пробел в алгоритме осуществления гарантий преподавания\изучения государственных языков республик в составе РФ (возникший с отменой нац.-регионального компонента ГОС), были закреплены следующие перлы:
    в п.1 безусловно гарантируется получение образования ТОЛЬКО на гос. языке РФ;
    в п.2 – образовательная деятельность (куда входит и документооборот) осуществляется ТОЛЬКО на гос.языке РФ;
    в п.3 – на территории республик МОЖЕТ вводиться (а может и нет) преподавание\изучение госуд языков республик РФ, причем механизм этого ввода не прописан ни в Законе, ни в ФГОС, а есть только отсылка на зак-ство республик. Зато оговаривается, что «Преподавание и изучение гос. языков республик РФ не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению госуд. языка РФ». Но не наоборот!
    А изучение родной культуры, литературы и истории своего народа в этих новых «стандартах» и Законе не предусмотрено вообще. СПАСИБО, что в Законе не написали «Россия – для русских!»
    Все эти нововведения с 2002г. нарушают Конституцию РФ 1992г. (статьи 15, 17, 19ч.2, 26ч.2, 29ч.2, 55, 67, 68, 72,), противоречат п.13 и п.14 «Декларации о правах коренных народов» принятой ГенАссамблеей ООН 13.09.2007г. (кстати Россия воздержалась).
    И, как оказалось, достаточно было в 2017г. нескольких писем родит.комитетов и 2-3 митингов по 20-50 человек против преподавания татарского языка в школах Татарстана, чтобы под этим предлогом по команде Путина «фас» в сентябре 2017 в Йошкар-Оле прокуратуры посреди учебного года устроили во всех школах всех республик лютый «чес» уроков национального языка. И это в правовом государстве!, несмотря на Постановление Конституционного Суда РФ N 16-П от 16.11.2004г: «Признать нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки РТ в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего проф.образования изучаются в равных объемах, не противоречащим Конституции РФ».
    А через полгода, несмотря на тысячи коллективных писем - и Путину, и в МинОбразования, и в МинКультуры, несмотря на зимнюю волну протестных собраний и митингов в республиках был внесен (и принят) этот изумительно-изуверский Закон №317 от 3.08.2018г. о поправках в Закон об образовании в РФ. . Теперь от государственных языков республик в Законе об образовании осталось только название в ряду родных языков, выбираемых и изучаемых добровольно по заявлению родителей – и уже никаких пробелов и просветов!
    Теперь вот эта поправка в ст.68 Конституции устанавливает безусловные приоритетные права русского народа, как государствообразующего, на занятие государственных должностей в республиках без знания всяких-там республиканских языков.
    С чем я всех нас и ПОЗДРАВЛЯЮ!
  • Госсовет РТ принял обращение к Путину по языковой политике

    в Конституцию РФ поправки о русском языке, как языке государствообразующего народа – это еще один (формальный) шаг к умиранию языков других «НЕгосударствообразующих народов». Но этот формальный шаг становится зловещим после принятия в 2018 году «убийственного» закона (ФЗ от 3.08.2018г. №317) о запрете обязательного преподавания государственных национальных языков в школах (поправок о «добровольности» изучения и обучения на родных языках в Закон об "Об образовании в РФ", которая –«добровольность»- заканчивается к моменту сдачи ЕГЭ исключительно на русском языке).
    С этой поправкой к ст.68 Конституции легче легкого будет сделать следующий логичный шаг – это запрет на государственность (т.е. обязательность использования в гос.структурах) национальных языков республик (а там уж близко и до мечты Жириновского – расформирования республик).
    Объясняю, почему логичный.
    Исключение государственного татарского (другого в др.республиках) языка из обязательной школьной программы – это лишение детей (прежде всего русских) равных возможностей осуществить во взрослой жизни свое право на добровольный выбор государственного языка общения, права занимать в РТ государственные должности, обязывающие знание обоих государственных языков (я не знаю в какой республике де-факто такие обязательства сейчас выполняются). И после исключения из обязательной школьной программы татарского меня беспокоит вовсе не угроза правам русских детей занимать гос. должности в Татарстане, а угроза государственности самого татарского языка. Ведь русские дети, повзрослев, вправе будут жаловаться на дискриминацию при требовании двуязычия для занятия гос.должности: «Я родился и учился в Татарстане и полноценно освоил всю обязательную школьную программу, поэтому обязан знать только один государственный русский язык». Ну и, конечно, придется де-юре гарантировать безусловные приоритетные права русского народа, как государствообразующего, на занятие государственных должностей в республиках, отменив государственность республиканских языков (Да и сейчас в п.2 ст.68 Конституции РФ республикам даруется право как устанавливать, так и не устанавливать свои языки или отменять их большинством в респуб.парламенте. Причем употребление обоих государственных языков -республиканского и федерального - указывается не через союз «и», т.е. оно не равноправное. Употребление гос. языков республик допускается НАРЯДУ с гос.языком РФ, т.е. может быть лишь дублирующим).
    Так что ягодки еще впереди…
  • В Госсовете РТ: «Против сегодняшних поправок нам есть что сказать? Есть! Но все молчат»

    Внесение в Конституцию РФ поправки о русском языке, как языке государствообразующего народа – это еще один (формальный) шаг к умиранию языков других «НЕгосударствообразующих народов». Но этот формальный шаг становится зловещим после принятия в 2018 году «убийственного» закона (ФЗ от 3.08.2018г. №317) о запрете обязательного преподавания государственных национальных языков в школах (поправок о «добровольности» изучения и обучения на родных языках в Закон об "Об образовании в РФ", которая –«добровольность»- заканчивается к моменту сдачи ЕГЭ исключительно на русском языке).
    С этой поправкой к ст.68 Конституции легче легкого будет сделать следующий логичный шаг – это запрет на государственность (т.е. обязательность использования в гос.структурах) национальных языков республик (а там уж близко и до мечты Жириновского – расформирования республик).
    Объясняю, почему логичный:
    Исключение государственного татарского (другого в др.республиках) языка из обязательной школьной программы – это лишение детей (прежде всего русских) равных возможностей осуществить во взрослой жизни свое право на добровольный выбор государственного языка общения, права занимать в РТ государственные должности, обязывающие знание обоих государственных языков (я не знаю в какой республике де-факто такие обязательства сейчас выполняются). И после исключения из обязательной школьной программы татарского меня беспокоит вовсе не угроза правам русских детей занимать гос. должности в Татарстане, а угроза государственности самого татарского языка. Ведь русские дети, повзрослев, вправе будут жаловаться на дискриминацию при требовании двуязычия для занятия гос.должности: «Я родился и учился в Татарстане и полноценно освоил всю обязательную школьную программу, поэтому обязан знать только один государственный русский язык». Ну и, конечно, придется де-юре гарантировать безусловные приоритетные права русского народа, как государствообразующего, на занятие государственных должностей в республиках, отменив государственность республиканских языков (Да и сейчас в п.2 ст.68 Конституции РФ республикам даруется право как устанавливать, так и не устанавливать свои языки или отменять их большинством в респуб.парламенте. Причем употребление обоих государственных языков -республиканского и федерального - указывается не через союз «и», т.е. оно не равноправное. Употребление гос. языков республик допускается НАРЯДУ с гос.языком РФ, т.е. может быть лишь дублирующим).
    Так что ягодки еще впереди…
  • «Как говорят на русском: «Иваны, не помнящие своего родства», – такого быть не должно»

    А Вы в курсе, как до взятия Казани Свияжск построили полностью из сплавленных бревен? Причем речужки, омывающие Свияжский холм, уж куда помелководнее Казанки были.
  • «Как говорят на русском: «Иваны, не помнящие своего родства», – такого быть не должно»

    Обращаюсь к КАЖДОМУ татарину(ке) из Казани: уж если ты не смог(ла) выделить 1-2 часа в выходной, чтобы прийти накануне скорбной даты на митинг и почтить память павших при защите Казани предков, то хотя бы 15 октября остановись в суете на 1 минуту и молча украдкой (раз не можешь\не хочешь открыто на митинге) помяни предков-мученников, не сумевших сохранить государство. Если ты не уважаешь свою историю, культуру, свой народ – никто не будет уважать ТЕБЯ.
    Обращаюсь к правительству РТ и администрации Казани: разрешите достойно проводить митинг по случаю скорбной даты в центре города (а не на задворках), чтобы люди могли после митинга пройти к Кремлю и помолиться на месте гибели защитников Казани. Ведь разрешаете русским делать крестные ходы в центре и у Кремля – почему же татарам отказываете?
    Обращаюсь к редакции Бизнес-Онлайн: пожалуйста, анонсируйте в следующий раз траурный митинг (как анонсировали в прошлые года крестный ход) и будете самыми оригинальными, т.к. невозможно было накануне найти в Интернете информацию о месте\времени проведения митинга. Вам скажут спасибо сотни и тысячи людей, которые хотели бы пойти на митинг Памяти защитников Казани, но забыли\замотались и\или не знали куда и когда.
  • «Как говорят на русском: «Иваны, не помнящие своего родства», – такого быть не должно»

    Погибших защитников Казани привязывали к бревнам и спускали вниз по реке, чтобы запугать и ослабить волю к сопротивлению Астраханского ханства. Изв.археолог, исследователь истории и культуры народов Поволжья М. Худяков в своей книге «Очерки по истории Казанского ханства» пишет: « …избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц в русской истории. Такой колоссальной гекатомбою человеческих жертв закончился «крестовый поход» христолюбивого воинства против казанцев, первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний. Кроме огромного количества человеческих жизней, насильственно унесенных в могилу, кроме бесчисленных слез, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября знаменовал собой гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурнобытовых ценностей».
  • «Внутренний сепаратизм провоцируют те, кто сегрегирует языки»

    Неужели по 10му кругу вам объяснять, что речь идет о наличии в обязательной школьной программе не родного, а 2го государственного языка в РТ, который обязаны знать все служащие государственных и муниципальных органов и учреждений РТ.
    Исключение татарского языка из обязательной школьной программы приведет к неравенству прав и возможностей учащихся в будущем при отборе на гос.должности, а это повлечет угрозу государственности Татарстана и татарского языка.

    Вы говорите, что не призываете татар учить русский язык (общероссийский государственный): "Не хотите - не учите". Это возможно только в том случае, если татарский язык станет общероссийским государственным на всей территории РФ - тогда мы в РТ не будем обязаны учить русский (русский будет изучаться обязательно как 2й государственный только за пределами национальных республик и образований) . Согласны ли вы будете тогда учить свой родной русский язык и литературу в РТ факультативно (по желанию, по заявлению)?
  • Максим Шевченко: «Наступление на языки – это не культурный вопрос, а вопрос политический»

    Уважаемый аноним 13.36. Меня очень, до глубины души тронули ваше замечание о том, что все давно перемешаны, с соседями живут душа в душу, общаются, дружат – это здорово.
    Но зачем же вы накручиваете себя? Кто вас выдворяет? Я писала о том, что у татар нет такой возможности, как у русских – уехать в какой-нибудь город или территорию и с детства учиться и общаться только на татарском, использовать только его во всех сферах жизни – иначе давно бы переехали туда своей семьей. А мы в молодости с мужем, будучи успешными учеными\программистами и будучи одной ногой в сытой западной стране предпочли переехать в лихие 90-е в Казань, чтобы наши дети могли стать и быть полноценными культурными татарами.
    Чего нам не хватает? Нам не хватает татарской среды вокруг, не хватает художественных фильмов на татарском и про татар, не хватает «кнута» нашим детям в виде ЕГЭ на татарском и ИГЭ по татарскому, не хватает «кнута» взрослым в виде официального документооборота на татарском, не хватает ССУЗов и ВУЗов на татарском, не хватает перспективы использования татарского языка (а следовательно мотивации его изучения детьми) в профессиональной деятельности. Вообщем , мы только можем мечтать о том рае, который есть у вас (в том числе за наш счет). И мы боимся, что даже те ростки-намеки на такой рай, проросшие за последнюю четверть века, будут заглушены из-за вашего неприятия. Поэтому я высказала тревогу за сохранность государственности татарского языка в случае его исключения из обязательной школьной программы.
    А менталитет у нас, у татар выработался такой – приспосабливаться и выживать, ну уж никак не выдворять людей другой национальности. Выселяли во время и после войны со своих коренных земель целые народы Кавказа и Крыма (без суда и следствия, не разбирая кто герой, а кто предатель) точно не мы.
    А чтобы, как татары по всей России, чувствовать себя в Татарстане как дома, наверное достаточно чуть-чуть подучить татарский язык (необязательно также хорошо, как мы знаем русский).
  • Максим Шевченко: «Наступление на языки – это не культурный вопрос, а вопрос политический»

    Никто вас не прогоняет. Жили поколениями – и живите на здоровье в Татарстане, где наряду с русским 2й государственный язык – татарский. А это значит, что любые государственные должности в Татарстане (а в идеале – если бы любые общественные должности) имеют право занимать только люди, знающие оба государственных языка – русский и татарский (хотя бы минимально, чтобы уметь ответить на обращение по-татарски). Не говоря уже о том, что это просто цивилизованно – знать местный коренной язык (даже не государственный), если ты постоянно (поколениями) проживаешь в данной местности.
    А уж если кто закоренело относится с презрением и пренебрежением к местному татарскому языку и его государственности – может воспользоваться упомянутым выбором жить в регионах (не менее успешных чем Татарстан) без татарского и всяких других языков, зачем «мучиться»?
    Наличие государственного татарского языка в обязательной школьной программе – это обеспечение детям равных возможностей осуществить во взрослой жизни свое право на выбор государственного языка общения, права занимать государственные должности в Татарстане.
    И в случае исключения из обязательной школьной программы татарского меня беспокоит вовсе не угроза правам русских детей занимать государственные должности в Татарстане, а угроза государственности самого татарского языка. Ведь русские дети, повзрослев, вправе будут жаловаться на дискриминацию при требовании двуязычия для занятия гос.доожности: «Я учился в Татарстане и полноценно освоил всю школьную программу без татарского, поэтому обязан знать только один государственный русский язык».
  • Максим Шевченко: «Наступление на языки – это не культурный вопрос, а вопрос политический»

    К сожалению у татар нет такого выбора сейчас, как у русских в Татарстане. Если русские в Татарстане не хотят признавать татарский язык 2м государственным и изучать его детьми в школах - они могут переехать за 200км от Казани, например, в Ульяновск или столицы Москву\Питер, или куда угодно за пределами нац.образований – и больше никогда не изучать в школах другие языки кроме русского (+ иностранного по школьной программе), получить 100%-е использование русского языка во всех сферах жизни: дома, на работе, в гос.учреждениях и т.д.
    К сожалению, у татар нет такой возможности переехать куда-то в России и в мире, где было бы возможным 100%-е использование татарского языка (без русского) во всех сферах жизни: дома, в школах, в ВУЗах, на работе, в гос.учреждениях и т.д. (пока гипотетически – если только татарский язык станет общероссийским государственным , только тогда возможно такое в Татарстане). Большое счастье, если у кого-то в татарских семьях остались бабушки\дедушки в татарских аулах – могут забросить туда своих детей на летние каникулы в «языковую среду» ( Кстати, это идея для турист.компаний: многие родители-татары заплатили бы немалые деньги за такую возможность этно\лингво-каникул своим детям).

    Почему же вы, вместо того чтобы воспользоваться этим возможным только для русских выбором, нарушаете ради своего удобства и без того попранные права других народов на полноценное использование своего языка в своей республике?
  • Максим Шевченко: «Наступление на языки – это не культурный вопрос, а вопрос политический»

    Исключив татарский язык из обязательной школьной программы вы хотите получить де-юре право занимать любые должности в Татарстане без знания государственного татарского языка (де-факто так и происходит). «А как же? Это ведь дискриминация – требовать от меня, русского по национальности, при занятии должности знание татарского языка. Я учился и полноценно освоил всю школьную программу и знаю один государственный русский язык. Ну и что, что Вы знаете татарский, это не ваше конкурентное преимущество при занятии должности – это ваш родной язык, вы его итак должны знать, вот и говорите на нем в своей семье. Русский-то все знают, меня поймут все». Т.о. «государственность» татарского языка становится фикцией.

    А следом де-юре становится фикцией в Татарстане и бытовой татарский язык (во всяком случае за пределами семьи). Т.к. говорить и обращаться на татарском языке (в магазинах, пунктах общепита, в транспорте, в местах досуга и вообще к окружающим) – это уже становится проявлением невоспитанности, неуважения к окружающим жителям Татарстана, потому что они не обязаны были учить татарский язык в школе и понимать его.
Хотите быть в курсе важных новостей?
срочная новость
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины