Хотите быть в курсе важных новостей?
срочная новость
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины
  • $ 80.89
  • 93.38
  • ¥ 11.24

Казань

6.2°
Москва 2.4°
Реклама
Реклама
Рекламодатель
bizon.gallery
Беркли
на сайте 7 лет 4 месяца
место
2
репутация
882
комментарии
28 892
  • Том Халпин: «Татарская кухня ждет харизматичного парня, который откроет ее миру»

    Вот ещё в одном месте описание татарской пищи Насыри. И там тоже нет упоминания о "чак-чаке"
    -----------

    "Па свадебный меджлис готовят десять — пятнадцать блюд. Открывает застолье мед с маслом, а затем следует обычное угощение: плов, губадия, балиш, беккен или пельмени, беккен из утятины (в этом случае не положено разрезать дно беккена). Летом подают жаркое из рыбы, затем гусятину или индюшатину, паштет, пирог с яблоками и разнообразные фрукты. После того, как все съестное будет выставлено на стол, гостей по очереди угощают шербетом из большого стакана на подносе".
  • Том Халпин: «Татарская кухня ждет харизматичного парня, который откроет ее миру»

    По этой ссылке я не нашёл у Насыри упоминания о "чак-чаке". Давайте прсмотрим вместе, какую еду упоминает Насыри:
    ----------
    Каюм Насыри

    ПИЩА

    Самое основное — это хлеб, мясо, бульон. Для ясности опишем некоторые из обычных блюд. Вот из чего состоит еда у тех, кто побогаче: мясо, масло, бульон, лук, соль, рис, крупа, мука, фрукты, утятина, гусятина, куры, рыба (очень редко), яблоки, яйца, морковь, тыква и другие продукты. Для своей семьи готовится обычно суп-лапша с мясом или салма (клецки из густого теста) с мясом, иногда пельмени. Для гостей еда готовится более утонченная и разнообразная. Так, если зажиточный человек приглашает гостей, то угощение делает такое: в первую очередь — плов. Его готовят в котле и бывает он двух видов: узбекский и обычный казанский. Вот как в большинстве случаев готовится казанский плов: вначале в пресной воде отваривается рис и мелкими кусками нарезается вареное мясо. Затем в горячий котел кладется масло и разогревается на слабом огне. Хорошо для этой цели топленое масло, также подойдет и бараний жир. В масло закладывается мясо, заправляется мелко нарезанной морковью, луком, изюмом и все это засыпается вареным рисом. Котел оставляют на пару и выдерживают полтора-два часа, после этого плов выкладывают. Получается вкусное блюдо. Вслед за пловом подают лапшу, салму или пельмени. Эти блюда известны всем и нет необходимости их описывать. Затем приносят балиш или губадию. Форма у них примерно одинаковая. Балиш готовят подобно пирогу, но делают его круглым. Так же раскатывают тесто, на тесто кладут рис, сырое нарезанное мясо, соль, немного перца и заворачивают. Пекут в печи на сковороде. Губадия круглая, как балиш, но для начинки мясо не нарезают, а мелко рубят тяпкой. На мясо кладут «корт» — сухой творог, на него — вареные натертые яйца, масло. Как и балиш, начинку заворачивают в тесто и пекут в печи. Получается изысканное угощение. Пельмени делают чаще, как для себя, так и для гостей. Лапшу также готовят в обоих случаях, а как готовят, мы думаем, все знают. Есть еще суп-салма (с клецками). Его чаще всего едят шакирды в медресе. Они делают его так: вначале мелко нарезанное мясо варят в котле. Тем временем круто замешивают тесто, режут его на небольшие куски и разминают на ладонях — делают салму — и варят вместе с мясом. Для приправы берут перец, лук и, если есть,— морковь, в зависимости от времени года. Если салму делает хозяйка, то она вместе с рубленым мясом варит и куски покрупнее, а тесто раскатывает на доске. Ее салма получается намного мельче и вкуснее шакирдовской. Есть еще уйра — суп из крупы. Крупа может быть самая разная. Так, например, если варят курицу, то заправляют бульон салмой или рисом. Получается рисовая уйра, особенно вкусная, если, как часто это делается, разбавить ее молоком. Готовят еще беккен (пирог) из утятины. Сырую утку целиком засыпают рисом и выпекают в печи на сковороде. Беккекы бывают двух видов. У одного тесто заворачивается и защипывается сверху. Другой — косой беккен, полукруглый пирог, защипанный сбоку. Начинка для него может быть разной. Пекут из тыквы. Для этого тыкву мелко нарезают и смешивают с рисом, добавляют масло и выпекают. Готовый беккен перед тем, как подать на стол, смазывают маслом. Так получается вкуснее. Делают также из моркови, яиц и редко из рыбы (можно сказать почти не делают). Есть еще один вид беккенов: очень маленькие, пекутся на сковороде и подаются к чаю. Делают их с разной начинкой и называют сумса (пирожок). На холодное подают гусятину или индюшатину вместе с салатом из огурцов, приправленных хреном и уксусом. Пекут еще пирог с яблоками. Форму беккена он не сохраняет, а делается таким же, как у русских. Чаще всего он бывает круглым, сверху посыпан сахаром. Вкусная еда. Делают еще паштеты из яблочной или клубничной пастилы.

    Есть еще одно блюдо, называемое как-тош. Оно представляет собой следующее. Вначале на яйцах и молоке с добавлением масла замешивают тесто. Его разрезают на небольшие куски. Затем режут на кусочки помельче, величиной не больше кедрового ореха, и жарят в кипящем масле — получается вкусное кушанье, называемое баурсак. Им заполняют поднос и дают затвердеть на меду, сверху посыпают размельченными конфетами. Это лакомое угощение подается к чаю.

    Тесто для блюда, называемого кош-теле (птичий язычок), готовят так же, но раскатывают тонко, как для лапши, затем нарезают косыми кубиками. Жарят в масле и предлагают к чаю. Бывает, что делают еще всем известную кашу. По каша — в основном еда деревенских жителей. Об этом будет сказано в свое время.
  • «И стояли под Казанью»: как татары отличились в Смутное время и кем был Кузьма Минин?

    //Да в те времена русских и не было, татары были. Русская национальность только создавалась, перемешиваясь со всеми народами//

    Этногенез тогда продолжался и у русских и у татар. Он не прекращается и сейчас. То, что каждые 10 лет на переписях населения "исчезает" по "200 тыс.", по "600 тыс." татар - это тоже проявление современного этногенеза татар. Рождаемость у татар - не хуже, чем у других народов, только всё больше у татар рождаются "нетатары".
  • Том Халпин: «Татарская кухня ждет харизматичного парня, который откроет ее миру»

    Это шутка? Вы хотите что мы все стали штудировать все "Избранные произведения" Насыри в поисках того, чего там нет?

    Назовите конкретное произведение и конкретную страницу, как всегда все делают в таком случае - или дайте интернет-ссылку на конкретное произведение.
    Иначе это увы, опять лишь пустословие и демагогия.
  • «И стояли под Казанью»: как татары отличились в Смутное время и кем был Кузьма Минин?

    //С 14-15 веков в Московии уже применялся устный и письменный татарский язык как язык дипломатии//

    Если считать, что в эти века Русь была частью Золотой Орды, то естественно, что русские князья, будучи "чиновниками" Золотой Орды должны были как-то общаться с со своими "руководителями" в Сарае, столицей Золотой Орды, на территории современной Астраханский области.

    Вряд ли русские князья лично знали язык Золотой Орды, но через переводчика (толмача) они неизбежно должны были как-то общаться.

    Здесь только нужно внести несколько поправок. С чего вы решили, что в Сарае (в Золотой Орде) говорили на татарском языке? Да, русские "широкими мазками" называли все восточные народы "татарами", но сами то эти народы, не знали русского языка, и соответственно они не знали, что в глазах русских - они являются "татарами". Они себя не называли "татарами", а язык жителей столицы Золотой Орды - Сарая, был хоть и тюркским, но очень далеким от языка современных казанских татар. Тюркские жители Астраханской области, как жили тогда там, так и живут сейчас - и это совсем не казанские татары. Это казахи, ногайцы, и ряд других тюркских мелких народов.

    То есть языки Казанского ханства и язык Золотой Орды были разными, хоть и родственными.

    К середине 16 века (времени падения Казанского ханства) уже больше века Золотой Орды не было. Русским князьям общаться на тюркском языке со своими руководителями уже не нужно было - за неимением таковых. Казанское хпнство было для Руси лишь докучливым соседом, а никак не "хозяином". Какое-то "дипломатическое" общение велось, но сугубо через переводчиков. Поскольку процесс взятия Казани очень хорошо описан летописями, то мы знаем даже личного переводчика Ивана Грозного.

    Здесь возникает другой вопрос - а представлял ли какой-то" научный" интерес для Средневековой Руси письменные документы повержанной Казани. Не нужно смотреть на средневековые реалии современными глазами. Примерно в это время Испания разгромила две подобные империи - империю Инков и империю Ацтеков. Увозили ли европейцы документы этих империй к себе в Европу? Нет не увозили. Они их сжигали по религиозным мотивам. Не думаю, что Русь в этом отличалась от тогдашних европейских государств. На 100% можно предположить, что архив Казанского ханства был уничтожен во время взятия города. Тем немногим беглецам, которые смогли добежать до леса в районе современной "Чаши" - было не до спасения архивов. А потом в Казани веками жили лишь русские - и они не видели пиетета в каких-то случайных найденных документах на непонятном языке непонятным шрифтом. Скорее всего любые письменные документы Казанского ханства погибли в последний день взятия Казани - в результате случайных пожаров или умышленного сжигания на эмоциях к поверженному врагу или же в кострах для обогрева и приготовления пищи.

    С точки зрения сегодняшнего дня эта информация была бы интересна, но что есть, то есть. Увы это заурядная история для средневековья. Можно только представить, насколько, например, были бы широки наши современные сведения об античности - сохранись обширная богатейшая Александриийская библиотека. Наши знания об античности были бы шире в 10, а то и в 100 раз шире, чем мы знаем об античности сейчас. А если бы созранились архивы Инков и Ацтеков?
  • Каллас: к 2030 году в ЕС могут вступить четыре новые страны, среди них – Украина

    //Турция ожидает членства с 1999 года//

    Турция подала официальную заявку на членство в Европейском экономическом сообществе в апреле 1987 года.
  • «И стояли под Казанью»: как татары отличились в Смутное время и кем был Кузьма Минин?

    Не сочиняй свои слезливые сказки. Совсем немного погибло татар относительно всего народа. Люди тогда, в основном, жили в сёлах на бескрайних просторах - они абсолютно никак не почувствовали события в Казани, возможно, что они даже не знали о них.
  • Путин учредил День языков народов России

    А её никто и не убирал. Лишь запретили принуждать.
    Желающие, хоть изучитесь своими языками.
  • «И стояли под Казанью»: как татары отличились в Смутное время и кем был Кузьма Минин?

    Вряд ли он её ввозил. Смысла не было. На русском языке тогда не очень много людей читало, а на татарском языке, арабской графикой - вообще смысла не было.
  • «И стояли под Казанью»: как татары отличились в Смутное время и кем был Кузьма Минин?

    Пропустил "Гавайи" случайно в списке, когда убирал оттуда неевропейские государства.
  • «О чем мечтаю? Чтобы в мою честь назвали уравнение»: студентка КФУ привезла второе международное «золото»

    Вроде как раз об академических успехах школьников и студентов, на ЕГЭ и олимпиадах - у нас исправно пишут. Гораздо реже пишут о "победах российского интеллекта" в реальной химии страны - будь то в химическом производстве или науке.
  • «О чем мечтаю? Чтобы в мою честь назвали уравнение»: студентка КФУ привезла второе международное «золото»

    Хорошая добрая искренняя статья. И героиня статьи и автор - молодцы.

    А обществу нужно придумать, чтобы таким талантливым людям было интересно и выгодно развивать свои способности. Главное в этом - чтобы была возможность талантам монетизировать свой талант в деньги, в создание хорошей семьи, в квартиру.

    Химия, ради химии, без возможности извлечь из неё деньги для семьи - ничего не стоит. Интересно, какие возможности предлагает общество талантливой способной девушке - чтобы преуспеть в жизни на своих выдающихся способностях.
    Теоретически:
    - пойти в магистратуру КФУ, пойти в магистратуру МГУ
    - потом пойти в аспирантуру
    - пойти в химический НИИ, типа Арбузова
    - пойти в исследовательские подразделения большого бизнеса, типа в СИБУР, Татнефть, ТАИФ-НК, Пороховой завод и т.д.

    Кто знает. А может она напротив, может "забить" на химию" - и найти своё счастье в жизни в виде жены-домохозяйки или заняться каким-нибудь хобби, типа условного выпекания тортов.

    Если посмотреть на талант с точки зрения его максимальной "монетизации", то в Казани, возможно, самое выгодное - это предложить свои услуги "Сибуру". Но в студенческом романтизме - это, наверное, сначала не видится интересным. Чтобы к этому прийти, нужно сначала пообжигаться на других "романтичных", но низкооплачиваемых и нервных альтернативах. Но возможно, что она видит для себя те перспективы, которые не видим мы - "чайники" со стороны.
  • «О чем мечтаю? Чтобы в мою честь назвали уравнение»: студентка КФУ привезла второе международное «золото»

    //привозит «золото» из Ашхабада, где проводится международная олимпиада по химии//

    Туркмены - "знатные" химики!
  • «И стояли под Казанью»: как татары отличились в Смутное время и кем был Кузьма Минин?

    //Кинули то по идее только черемис, пообещали и не сделали. Отсюда и черемиские войны и ни одной татарской//

    У вас этот комментарий пропустили, а у меня аналогичный пример с многочисленными восстаниями башкир - и не одного татарского восстания - не пропустили.

    //Если все было так при взятии Казани Грозным, как рисуют некоторые национальные татарские историки , то почему не всбрыкнули во время Смутного времени//

    Я тоже думал об этом. Причина видимо в том, что мы "модернизируем" свои представления о том времени с позиции сегодняшнего дня. Ведь что из себя в то время представляло татарское население "Казанского края". Это отдельные изолированные между собой татарские сёла, где люди живут своей замкнутой жизнью. Не было городских татар. Как мы понимаем, во время "Смуты" интернета не было, радио и телевидения тоже. Информация о событиях в Москве могла достичь какой-то татарской деревни, скажем, в нынешнем Атнинском районе лишь через два месяца. И ведь очевидец и сам вначале должен был пожить предварительно месяц-другой в Москве под поляками, чтобы понять суть события, о котором можно донести информацию, скажем, односельчанам в "Атнинском районе". То есть некий татарин, пребывающий в Москве, должен был сначала пожить в Москве при поляках пару месяцев, потом добираться пару месяцев до своего села. И вот он добрался до своего села - и решил рассказать об этом мужикам из соседних домов.

    И что будет дальше? Что решат эти соседи, услышавшие рассказ односельчанина вернувшегося из Москвы? Они решат схватиться за оружие и отправиться "освобождать Казань", пользуясь безвластием в стране? Им сено косить надо, да дочь замуж выходит - им наплевать и на Москву и на Казань. И этом приехавший из Москвы татарин будет ходить по селу - и уговаривать односельчан идти "воевать Казань"? Они просто не поймут его. Даже если всё мужское население села "возбудится", то силы одного села не хватит, чтобы взять русскую Казань. Идти "возбуждать" другие сёла во время сенокоса или уборки урожая? Сколько времени займёт такая агитация? А увенчается ли агитация успехом? А возьмут ли они всё равно такую мощную крепость, как Казань? А за эти месяцы московское безвластие не закончилось? А может к этому времени в Москве уже воцарился русский царь - и он не пришлёт ли сюда карающую армаду "за измену"?

    Слишком много опасных вопросов возникало у тогдашнего татарина-сельчанина, и просчёт хоть в одном вопросе - грозил чрезвычайно серьёзными последствиями - а у него, дома напомню нужно сено косить или урожай убирать, а может быть дочку замуж выдавать.

    То есть гипотетически погружаясь в то время мы понимаем, не могли тогда татары как либо отреагировать на те события в Москве. Основная причина - не было "городских татар". Должен был существовать крупный город с татарским населением, где нет летних сельхозработ, где живёт большая масса татарского населения, и где информация передаются одним криком на базаре, а не ходьбой неделями от села у селу.
Хотите быть в курсе важных новостей?
срочная новость
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины